Home 13 Методическая копилка Музыка. Жирнов В.М. План-конспект открытого урока по музыке в 5 классе. Тема: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».
Музыка. Жирнов В.М. План-конспект открытого урока по музыке в 5 классе. Тема: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве». PDF Печать E-mail
Учителя - Методическая копилка
Автор: admin   
15.04.2014 22:53
План-конспект открытого урока по музыке в 5 классе.
Тема: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».
Цель: Дать представление о колокольном звоне, как явлении музыкального искусства.
Задачи:
-Способствовать созданию условий для знакомства с колокольными звонами, как ярком явлении русской православной культуры, с произведениями живописи, архитектуры и музыки, отражающих значимость этого явления.
-Путем исследования определить, какой след оставили колокольные звоны в русском искусстве.
-Познакомить с видами колокольных звонов.
-Содействвовать развитию эмоционального восприятия колокольных звонов.
-Воспитывать бережное отношение к памятникам отечественной культуры, почитание традиций русского народа, эстетический вкус.
Оснащение и оборудование урока: Презентация (и набор техники для ее демонстрации), видеосюжеты, репродукции картин И.Левитана, баян, компьютер, проектор
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас открытый урок, на котором присутствуют гости. Тема нашего урока: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».
- Звучит музыка «Рассвет на Москве реке» М.П. Мусоргского –
Учитель: Ребята, ваши впечатления? Что вы увидели, когда  слушали эту музыку? Какая картина встала в вашем воображении?
Ответы ребят:
- Рассвет, восход солнца, начало нового дня…
Учитель: «Рассвет на Москве-реке» - так называется симфоническая картина М. Мусоргского вступление к опере» Хованщина».
Всему русскому народу о многом говорят слова: «9 мая – день Победы. ВА ночь на 9 мая 1945 года по радио объявили об окончании Великой Отечественной Войны. От счастья люди не могли спать, они выходили на улицу, чтобы поздравить друг друга. В это время по радио зазвучал «Рассвет на Москве-реке». Создавалось впечатление, что М. Мусоргский написал не просто утро – начало славных дел Петра I, а именно рассвет дня Победы, новой мирной жизни.
Учитель: А что было слышно, когда звучало произведение М. Мусоргского?
Ответы учащихся:
 - Могучее, тревожное звучание большого колокола…
- Звонкие, перекликающиеся голоса малых колокола…
Ученик (ца): Музыка М. Мусоргского – это чистый образ Родины. Вот она – древняя и вечно юная в лучах восходящего солнца. Несется над Красной площадью колокольный перезвон…Из прозрачной паутинки звучаний рождается одна из прекраснейших мелодий, и нет предела ее широкому раздолью.
- Исполнение мелодии «Рассвета» -
Учитель: Сейчас вы услышите ещё знакомые вам колокольные звуки…
- Звучание курантов. Москва. Кремль –
Учитель: Ребята, а вы знаете,  на какой башне находятся куранты?
Ответ детей: На Спасской башне Кремля.
Учитель: Вот об этом композитор Евгений Крылатов сочинил песню, которая звучала в к/ф «Приключения электроника». Она так и называется «Колокола».
- видео. Исполнение песни -
Учитель: Как вы уже поняли, мы с вами будем говорить на уроке  о колоколах. Немного из истории появления колоколов. Когда же появились первые колокола?
Отеты детей:
Древнейшие предки колокола – бубенец и колокольчик – существовали у многих древних народов: египтян, евреев, скифов и др. Родиной колокола ученые считают Китай, откуда по Великому шелковому пути он смог прийти в Европу в IV веке.
Первое упоминание о колоколах на Руси встречается в  X веке. На протяжении многих веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан: возвещали время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и скорби. Колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать. Нигде в мире не было так много звонниц, как на Руси, они стали неотъемлемой частью любого православного храма.
На Руси отлив колоколов сначала заказывали западным мастерам, но в конце 15 века русские мастера сами овладели секретами создания колоколов. Да так быстро продвинулись в своем мастерстве, что превзошли своих западных коллег и  по красоте, и по качеству звона колоколов. А  еще на огромных российских просторах, где селения находились далеко друг от друга именно колокольный звон был слышен на большом расстоянии, оповещая людей о каких-либо важных событиях. В народе по-особому и с любовью, и гордостью относились к колоколам. О них создано много легенд и сказаний.
- легенды и сказание о колоколе –
Рассказы детей:
Святой Павлин однажды возвращался в Нолу (город в Древнем Риме) и присел отдохнуть на холме, поросшем колокольчиками. Сказочной красоты место очаровало его и он стал мечтать. Волшебные грезы понесли его мысль в даль, веки начали смыкаться, и тут, в полудрёме, он увидел ангелов. Они спускались из облаков, парили вокруг и вместе с лёгким ветерком раскачивали колокольчики за тонкие стебли. Колокольчики издавали нежные серебряные звуки, сладкие, как ангельское пение. Святой Павлин поспешил в Нолу и заказал мастеру большую бронзовую копию полевог8о цветка. С тех пор мы можем наслаждаться чудесным ангельским пением колоколов.
На итальянском языке слово «цветок» произносится как «компана». От этого слова произошло название предмета, созданного монахом-компанелла, что по-русски означает «колокольчик».
Учитель: Знаменитый итальянский скрипач Николо Паганини, услышав чудесное пение колоколов, сочинил концерт для скрипки с оркестром, который так и называется «Компанелла».
- Звучит «Компанелла» -
Учитель: На Руси  говорилось о монахах, создававших колокола по аналогии с лесным колокольчиком.
- Показ колокольчика -
Учитель: Праздничный колокольный звон в народе с нежностью называли то серебристый, то малиновый. В исполнении вокальной группы «Домисолька» прозвучит песня «Малиновый звон».
- Песня «малиновый звон» Исполнение -
Учитель: Для колоколов стали строить специальные помещения – звонницы.
- Показ слайдов с изображением звонниц –
Учитель: А кто звонит в колокола?
Ответы детей:
Звонарь – очень сильный человек, ведь колокола подчас весят от 320 кг до 32 тонн, и только сильный человек способен справиться с такими инструментами.
Звонари должны обладать внутренним чутьем, хорошим чувством ритма, прекрасным знанием звукоряда и владеть техникой исполнения.
Учитель: Русский народ соединил со звоном не только торжественные, но и печальные события. Во время ВОВ в белорусской деревне Хатынь фашисты согнали всех жителей в большой сарай и заживо сожгли всех. Сейчас на этом месте стоит памятник и звонит большой колокол в память о заживо сожженный жителях.
- Звучит песня «Хатынь» -
Учитель: Ансамбль патриотической песни «Голубые береты»  сочинил песни, которую так и назвал «Хатынь». В этой песне мы слышим, как тревожно гудят колокола и слышен людской стон.
Учитель: Можно привести еще один пример, где звуки колокола напоминают нам о трагоческих днях Великой Отечественной Войны. На территории Германии был построен концентрационный лагерь «Бухенвальд», где людей сжигали в печах. Уже после войны была написана песня грузинского композитора Вано Мурадели «Бухенвальдский набат».
- Учащиеся исполняют песню «Бухенвальдский набат» -
Учитель: Вот, что сказал об этой песне поэт Долматовский.
Дети: Поэт Долматовский сказал:  «Наверное это самая суровая, самая драматическая песня из всех песен, созданных после ВОВ. Каждым своим словом, каждым звуком она восстаёт против великого зла войны, напоминает нам о миллионах людей, в том числе и детей, мучительной смертью погибших в фашистских лагерях смерти. Колокол, звучащий сейчас там, где в годы войны, был один из самых зверских лагерей. – Бухенвальд.
Учитель: Как мы сказали, что колокола звонят и по трагическим событиям, и по праздничным, торжественным мероприятиям. Отсюда и появились различные виды колокольного звона, где каждый из них имеет свое название и значение. Различают три основных видов звона. Каких?
Ответы детей:
Благовест – одиночные удары в большой колокол. Звон, именуемый благовестом, предназначен возвещать о предстоящем начале богослужения.
- звучит -
Перезвон – это медленный звон в каждый колокол по очереди, начиная с самого большого и кончая самым маленьким, а затем удар одновременно во все колокола. Перезвон исполняется по особо важным праздникам и действам.
- звучит -
Трезвон – одновременный звон во все колокола. Трезвон выражает особую радость, торжество.
- звучит –
   
Учитель: Отсюда пошла поговорка «Трезвонить во все колокола».
Учитель: В это воскресенье все православные христиане будут праздновать великий праздник – Пасху. Первая неделя после Пасхи называется Светлой. В эти дни в церквях звучат особые песнопения. И все 7 дней в храмах звонят колокола. Мы уже знаем, что такой праздничный звон называется трезвоном.
А.Хомяков написал стихи, посвященные этим звонам.
Ученик (ца):
И мощный звон промчался над землёю.
И воздух весь, гудя, затрепетал,
Певучие, серебряные громы
Сказали весть святого торжества…
Учитель: С.В.Рахманинов сочинил сюиту-фантазию для двух фортепиано, которую назвал «Светлый праздник». Сейчас мы с вами послушаем фрагмент финала этого произведения.
- С. Рахманинов фрагмент финала сюиты-фантазии -
Учитель: Что напоминает Вам звучание фортепиано?
Ответы учащихся: Звучание праздничного колокольного звона.
Учитель: Колокола бывают разных размеров: и большие, и маленькие. А знаете ли вы, какой самый большой в мире колокол? Где находится этот колокол? (на территории Кремля)
- История. Царь колокол –
Учитель: Особое место среди всех в мире колоколов занимает «Царь колокол». Этот колокол переливался несколько раз. Над ним трудился замечательный русский мастер Иван Моторин со своим сыном. Подготовительные работы затянулись надолго.  Колокол стал самым большим в мире, весил он 200 т, но так ни разу не прозвучал. Всему  виной большой пожар в Москве, который охватил и Кремль.  При тушении огня от сильного перепада температур колокол дал 11 трещин и от него откололся кусок весом 11, 5 т. Пользоваться таким колоколом было уже нельзя. И он стал никккому не нужен. Почти 100 лет пролежал колокол в земле, и только в 1834 г. его подняли из земли и установили на гранитный пъедестал под колокольней. И по сей день стоит Царь-колокол на этом месте.
- Высветить на экране –
Учитель: Не только музыканты и писатели, но и художники обращались к теме колокольного звона. Перед вами две картины известного русского художника И. Левитана.
- Высвечиваются на экране –
Учитель: Что объединяет эти картины?
Ответы: (церковь, вода, широта русской природы)
Учитель: А как звучат эти картины?  «Тихо» или «громко»? Если бы вы были композиторами и вам предложили написать музыку к этим картинам, какой характер вы выбрали для своего произведения: песенный, танцевальный, маршевый?
Ответ: песенный.
Учитель: Я предлагаю послушать песню и подумать, какой картине она созвучна.
- Звучит «Вечерний звон» -
Учитель: Как вы думаете, как называется эта песня? (ответ детей)
А какую картину можно назвать также первую или вторую?
Ответ детей.
Учитель:
Глядя на картины И. Левитана «вечерний звон» и «Над вечным покоем» попробуйте услышать колокольный звон. Как вы думаете, какие звоны подошли? Как бы они звучали?
(«Вечерний звон» - нежно, задушевно; «Над вечным покоем» - грустно, скорбно)
Учитель: Во всех этих картинах звучит музыка природы, в которых мы слышим ее красоту.
Учитель: Колокольные звоны настолько красивы, что многие композиторы использовали звучание колоколов  в своих произведениях. Например, в опере  М. Глинки «Жизнь за царя», «Иван Сусанин»  звучат колокольные звоны в финальной сцене.
- М.Глинка «Жизнь за царя», «Иван Сусанин» (финальная сцена) -
Учитель: Россия – страна колоколов. Музыка звонов нравилась людям.
Юля Кузнецова:
Жива святая Русь, жива Россия:
Горят ее, сияют купола
От моря и до моря с новой силой
Звонят, звонят колокола…
- Песня «Россия моя, купола золотые» Кузнецова Юлия –
Учитель: Из истории мы узнали, что в православном звоне заложена дивная сила, глубоко проникающая в человеческие сердца. Колокольный звон стал неотъемлемой часть жизни человеческого общества и воспринимается как нечто возвышенное, неповторимое и прекрасное, соединяющее все стороны человеческого существования.
- Презентация -
Учитель: На востоке звучание колокола отгоняет зло, а в России привлекает … добро
В Европе колокола поют, а в России… звенят.
Основное средство выразительности колокольного звона -… ритм,
И если соединить получившиеся слова, образуется такое предложение – колокольные голоса России звенят добром, чаруя своим ритмом.
Спасибо за урок!
Обновлено 24.11.2015 12:52