Home 13 Методическая копилка Обществознание. Гордон Л.Г. Ответы на вопросы ЕГЭ о политике
Обществознание. Гордон Л.Г. Ответы на вопросы ЕГЭ о политике PDF Печать E-mail
Учителя - Методическая копилка
Автор: admin   
25.10.2015 22:52

Ответы на вопросы ЕГЭ о политике

Американский ученый Ф. Фукуяма в работе «Конец истории» (1992 г.) выдвинул тезис о том, что история человечества окончилась триумфом либеральной демократии и рыночной экономики в планетарном масштабе: «У либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив». Выразите свое отношение к данному тезису и обоснуйте его тремя аргументами с опорой на факты общественной жизни и знания обществоведческого курса.

-в современном мире сосуществуют как общества с рыночной экономикой, так и общества с традиционной и командно- административной экономическими системами

- применимость модели либеральной демократии в конкретной стране ограничивается менталитетом нации

-в совр мире сущест как общества ,основанные на ценностях либеральной демократии,так и авторитарные и тоталитарные общества.

Существуют государства  с разной формой правления ПРИМЕРЫ

Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «многопартийность»?

М это возможность существования в стране деятельности нескольких партий. М необходимое условие для установления демократии.  В России принцип многопартийности закреплен в Конституции РФ. М одно из существенных проявлений политического плюрализма. Бывают многопартийные и однопартийные.

Страна Н. – демократическое государство с динамично развивающейся рыночной экономикой и высоким уровнем жизни большинства граждан. Однако, с каждым годом в стране Н. растет число граждан, уклоняющихся от участия в выборах разных уровней. Укажите три возможные причины уклонения граждан этой страны от исполнения своего гражданского долга в качестве избирателя.

-граждане считают, что их голос никак не повлияет на результат выборов

- отсутствие на политической арене достойного кандидата

-нежелание граждан что -либо менять в политической жизни страны

Укажите три особенности государства как главного института политической системы.

- наличие органов принуждения( армия, тюрьма) - монополия на правотворчество( издание законов) - власть гос-ва обязательна для всех людей, находящихся на территории страны( все люди на территории России обязаны соблюдать ее законы)

Назовите четыре функции политической партии в обществе -защита интересов соц групп, обеспечение возможности для политической социализации личности, борьба за госвласть, разработка идеологии.(коммуникативная, представительная, политич социализация ,интегративная)

Назовите любые два условия, при которых демократия может стать деспотией.

Соединение трех ветвей власти, отсутствие гражданского общества, нерегулярные выборы, безальтернативные

Раскройте на примере(-ах) общественной жизни современной России любые три функции политических партий в политической системе общества.

политические партии современной России проводят активные кампании по выборам Президента, депутатов Государственной Думы, в результате чего по итогам подсчета голосов формируются партийные фракции (это является примером воплощения притязаний политических партий на власть);

лидеры политических партий через СМИ регулярно обращаются к потенциальным избирателям, проводят встречи с населением, разъясняя свои подходы к решению насущных социальных проблем (мобилизуют определенный сектор электората);

участвуя в деятельности партий, граждане выражают свое отношение к существующему политическому строю, проводимой государством политике (партии осуществляют посредническую функцию);

многие партии создают молодежные организации, пополняя ряды своих сторонников, приобщая молодежь к политике (осуществляют политическую социализацию молодежи).

Укажите любые две причины возрастания роли средств массовой информации в политической жизни демократического общества.

- наиболее простой способ получения информации - сми в период предвыборных кампаний помогает людям определиться с выбором кандидата- в сми реализуются важнейшие принципы демократии как свобода слова,свобода печати и тд. Быстрый источник получения инфоормации.

Перечислите любые три функции политической партии в демократическом государстве.

Участие в избир кампаниях,представление интересов общества,разработка полит программ,участие в формировании полит элиты.

Проиллюстрируйте тремя примерами плюралистический характер политической системы России.

Наличие в стране многопартийной системы(наличие в госдуме 4 партии),партий,имеющих различные идеологии, наличие сми,пропагандирующих различные взгляды,выдвижение на выборах различных кандидатов.в конститу закреплен полит плюрализм

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая идеология.

Совокупность взглядов той или иной соц группы на полит устройство общества. Политическая идеология влияет на массовое сознание. Необходимым условием становления партии является наличие собственной идеологии.Ученые выдеоляют такие идеологии как социалмизм,либерализм,консерватизм и тд.

В стране А. происходит становление институтов гражданского общества. Приведите три возможных примера, иллюстрирующих этот политический процесс.

Помощь социальное незащищенным слоям населения)( благотворительные фонды),развитие инициативных организаций(организация по защите прав потребителей), развитие организаций,отстаивающих профессиональные интересы групп( ассоциация учителей)

Одной из проблем в развитии ряда стран мира стала аполитичность молодежи, ее слабый интерес к политическим проблемам. Сформулируйте суждение, раскрывающее влияние подобной ситуации на демократию. Предложите две  политические меры, способные изменить данную ситуацию и повысить интерес молодежи к политической жизни страны.

Массовый абсентеизм  может подорвать демократический режим и привести к тоталитаризму.

Учитывать мнение молодежи на выборах,организовывать школьные факультативы на тему политики в виде игр и соревнований,создание молодежно общественных организаций( силигер встреча президента с молодежью на селегере)

К чему, по мнению автора, политическая свобода призывает  общественные силы? В чем автор видит главный источник политической жизни в конституционных государствах?

) призыв к участию в государственных делах;

2) источник: взаимодействие разнообразных течений и направлений, на которые разделяется общество.

Укажите с опорой на текст любые четыре условия превращения политических партий в «субъекты политических действий».

1) наличие дисциплины в партийных рядах; 2) наличие организации для совокупного действия 3) наличие политической свободы; 4) развитие «политического смысла» (осознание своих интересов); 5) определение основных направлений деятельности; 6) наличие объединений людей около некоторых созданных ими начал;

Какими словами автор характеризует организованные и неорганизованные партии в обществе? (Выпишите по одному авторскому суждению, характеризующему каждую из этих групп партий). Приведите подтверждающий авторскую характеристику пример деятельности одной из существующих (или существовавших) организованных партий.

При организованных партиях есть возможность рассчитывать, действовать, направлять разрозненные стремления к общей цели, чем партии устойчивее, чем больше они срослись с историей народа, более определилась их программа, тем правильнее течет политическая жизнь, основанная на свободе»;

− «Там, где партия представляет только смутное брожение бесконечно разнообразных направлений, там из политической свободы дается один

− В США действуют уже более полутора столетий крупные партии республиканцев и демократов, программы которых развиваются вместе с развитием страны, отображая интересы избирателей.

Некоторые думают, что парламентское правление начинается сразу после избрания тех или иных партийных представителей в органы власти. Разделяет ли это мнение автор? Подтвердите ответ словами текста и приведите пример, подтверждающий справедливость данного суждения.

автор не разделяет данное мнение);

2) положение текста: «Не надо думать, что с установлением представительного порядка немедленно водворяется парламентское правление. Оно невозможно, пока партии не накопили опыта работы и не доказали свою способность управлять государством»

Пример.укрина и польша,приступивших к строительству демократии, в которой происходили досрочные выборы, были неустойчивы партийные коалиции в парламентах.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический процесс»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом процессе.

Пп это совокупность действий различных субъектов политики,направленных на завоевание,удержание политич власти в обществе(последовательная смена полит событий). Существуют экстремальные виды политического процесса. В структуре пп принято выделять четыре компонента: политич интересы,политич отношения,политич деятельность,субъекты полит процесса. Полит процесс в ряде стран имеет специфич черты.

Какие три основания легитимности власти в государстве названы в тексте?( традиционное господство,авторитет внеобыденного личного дара( харизма),господство в силу " легальности")

Найдите и выпишите из текста определение государства, сформулированное автором. Опираясь на знание курса, сформулируйте любое иное верное определение государства.(государство-политическая организация страны,имеющая определенную форму правления и органы власти)

Автор документа определяет сущность традиционного господства как авторитет «вечно вчерашнего». Приведите пояснение  авторской мысли. Опираясь на знание курсов обществознания и истории, приведите три конкретных примера власти, основанной на традиционном господстве

Монархия,власть руководителя над подчиненными.

Традиционное господство опирается на сложившиеся ,существующие в обществе устои и обычаи ,привычки,то,что было вчера и всегда ; основы господства коренятся в прошлом,в истории народа.

-власть императора в дореволюционной россии

-власть династии Саудитов в Саудовской Аравии

- власть Папы Римского в Ватикане.

Автор обращает особое внимание на харизматический тип легитимной власти, характеризуя его как «призвание в его высшем выражении» и подчеркивая, что «вождизм как явление встречается во все исторические эпохи и во всех регионах». Опираясь на авторское понимание и знание курса, сформулируйте сущность вождизма. Выскажите суждение о специфике (особых условиях) формирования в государстве харизматической власти. Назовите основную опасность вождистского типа правления для народа.

1)сущность харизматической власти (вождизма) : власть ,опирающаяся на особые ,исключительные качества лидера;

2)специфика формирования вождизма :харизматическое правление обычно устанавливается в сложные ,переломные,кризисные, моменты истории страны,допустим в ходе революции,которую возглавляет вождь

3)опасность вождизма: например народ уверовав в исключительные качества вождя будет  мало активен и , если он будет проводить ошибочную политику и уйдет с исторической  арены,то в  государстве может снова возникнуть кризис- это нестабильная власть ,которая не имеет прочного фундамента и основания.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический плюрализм» пп это многообразие полит взглядов,свободное участие граждан в полит эизни страны,наличие многопартийности.ПП является нелобходимым условием для существ демокр. ПП также предпологает уважительное отношение к противоположным взглядам.пп в рф закреплен конституцией

Определите роль гражданских неполитических организаций (институтов гражданского общества) в развитии политической системы современного демократического общества. Приведите три примера, иллюстрирующие партнерское взаимодействие гражданских неполитических организаций с государством..

Гражданские неполит организации играют большую роль.без гражд обще нет демократии

Взаимодействие церкви и гос ва при решении совместных задач,взаимодействие гос ва и профсоюзов для обеспечения защиту прав трудящихся,взимодествие гос ва с молодежными неполитич организациями для формирования гос венной молодежной политики.

Политолог так определил сущность демократии: «Неотчуждаемая верховная власть, равенство перед законом и в правах, общественная свобода – вот три основных положения всякой истинной демократии». Приведите любые три не упомянутые автором принципа демократии.пол плюрализм,гласность,решение вопросов большинством голосов,признание ценностимнений меньшинства.(с7) разделение властей

Какие требования автор предъявляет к людям, желающим управлять? Выпишите из текста шесть требований.

Каких граждан, по мнению автора, государство должно опекать и вести? Дайте ответ и укажите с опорой на текст любые три категории граждан, для которых государство – «опекающее учреждение».

Приведите три положения текста, подтверждающие вывод автора о том, что политика – дело избранных граждан.

Существует точка зрения, согласно которой политика – общее дело, требующее от каждого сознательного гражданина активного участия. Приведите аргумент в поддержку этого вывода. С опорой на знания курса укажите два направления политической деятельности (политического участия), которые необходимо осуществлять каждому гражданину в демократическом обществе.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Правовое государство и гражданское общество». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Понятие правового гос ва и гражданского общества

Признаки правового гос ва( разделение властей,верховенство закона и права,взаимная ответственность гос ва и личности,равенство всех перед законом)

Признаки гражданского общества( наличие среднего класса,,развитая демократия,плюрализм форм собственности)

Взаимосвязь правового гос ва и гражданского общества.

Формы контроля общества за деят ю гос ва( свобода сми,деят ность общественных организаций)

Назовите любые три структурных компонента политической системы общества и проиллюстрируйте примером каждый компонент.

1) политическое сознание(наличие определенной идеологии у правящей партии)

2) политические отношения( отношения между правящими и оппозиционными партиями)

3) политическая организация(наличие в полит системе партий)

Институциональный( госво,партии,движения ),нормативный,(традиции законы)культурно идеологич,(идеи,ценности)

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая партия»?

Политическая организация,выражающая интересы какого либо социального слоя,и руководящая деятельностью членов партии. Партии делят на массовые и кадровые,правящие и оппозиционные,правые левые и центристские и т.д. В России единая россия набрала большинство голосов на выборах.

Многие крупные и влиятельные политические партии формируют свои молодежные движения, организации. Укажите три возможные причины подобного явления.

- 1 Поиск новых энергичных кадров для партии

2 Возможность заполучить поддержку на длительное время, тк молодежь будет отождествлять свое время с определенной партией

3 Снижение риска для вытеснения другими партиями, тк активное население  это и есть молодежь

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политические организации». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

 Понятие пол орг. Виды пол организаций (по идеологии,по способу деят,по отношению к власти) Пол орг в РФ (партии,гос во,общ полит движения) Роль полит орг в РФ

Приведите три примера, иллюстрирующие деятельность СМИ («четвёртой власти») в политической жизни современного демократического общества.

1)СМИ размещают аналитические материалы о деятельности различных лидеров ,тенденциях в политической жизни.

2)СМИ помогают избирателю  сориентироваться в позиции того или иного кандидата накануне выборов.

3)СМИ осуществляют политические расследования.

4)СМИ предоставляют оппозици возможность высказывать свою точку зрения.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «государственный суверенитет»?

Гос сув- независимость гос ва во внешних и внутренних делах . гос сув закреплен в оон и других международных актах. Гос сув основной принцип междунар отношений.гос сув один из признаков гос ва.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим?

Пр-способы и средства осуществления госвласти. Различают следующие виды пол реж: демокр,тот,автор. В России такой полит режим как демократ.

Россия является федеративным государством. Опираясь на текст и обществоведческие знания, покажите проявление любых трёх признаков федерации в государственно-территориальном устройстве нашей страны. Конкретизируйте примером один из них.

- нали­чие госу­дарственных образований (субъектов федерации);

- кон­ститу­ционное разграничение полномочий между федеральным центром и субъ­ек­тами фе­дерации;

- на­ли­чие двухпалатного законодательного органа;

2) при­мер, допустим: законодательный орган нашей страны – Федеральное собрание РФ – со­сто­ит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Автор относит конфедеративное государство к одной из самых нежизнеспособных форм государственного устройства. Согласны ли вы с этой оценкой? Приведите два аргумента для обоснования своей позиции: один теоретического характера, другой  –  с опорой на факты прошлого и современности.

Да согласны. Конфедерация это обьединение стран для решения задач. ( сша распалось,снг- украина выходит из состава снг)

Назовите три органа высшей государственной власти в Российской Федерации и укажите одно из полномочий каждого органа.

Правительство РФ( разработ бюджетрф) федеральное собраниерф( принятие законов)  верховный суд рф(надзор за деятельностью судов высшей юрисдикции)( осуществление правосудия)

Характеризуя государство, учёные-политологи используют понятие «форма правления». Какой смысл вкладывают учёные в это понятие? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о форме правления.

Форма правления – способ организации высших органов государства. Формы правления подразделяются на монархии и республики. В нашей стране такая форма правленич как президент республика.

Приведите по два примера, раскрывающих воздействие государства на личность и личности на государство в политической сфере в демократическом обществе

а) при помощи СМИ (предвыборная агитация, документальные фильмы, политические дискуссии)

б) при помощи принития нормативных правовых актов(коммендантский час, запрещающий подросткам находиться на улице посде 22:00)

личность воздействует на государство при помощи:

а) митингов(после шествия студентов в Великобритании понизили цены на образование)

б) при помощи выборов(граждане выбирают того президента, чья программа им кажется наиболее уместной и перспективной, тем самым принимают участие в дальнейшей судьбе государства)

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политическая элита в жизни общества». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Понятие «политическая элита».

2. Причины существования:

А) необходимость профессионального управления обществом

Б) политическая пассивность большинства населения

В) неравенство способностей и возможностей людей

3. Тенденции развития

А) аристократическаяБ) демократическая

4. Типология элит

А) по уровню властных полномочий (правящая и оппозиционная)

Б) по уровню компетенции (федеральная, региональная, местная)

5. Функции элиты

А) стратегическаяБ) коммуникативнаяВ) организаторскаяГ) интеграционная

6. Основные каналы рекрутирования политической элиты в демократическом обществе:

А) система образования и культуры

Б) экономическая деятельность

В) общественная деятельность

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «гражданское общество»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о гражданском обществе.

Гражд общ-это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы. Гражданское общество - показатель высокого уровня общественного развития. Гражданское общество служит исорческой предпосылкой становления правового гос ва.

В лекции политолога была высказана мысль о том, что политические партии выступают связующим звеном между гражданским обществом и государством. Приведите три аргумента в поддержку данного мнения.

- организа­ция оп­позиции государственным органам, давление на них, если их

политика не отражает интересов тех слоев, которые представляет партия.

- осуществля­ет посредничество между граж­дан­ским об­ществом и политической

властью;- под­готовка и выдвижение кад­ров для аппарата государства.

- слу­жат вы­разителями ин­те­ресов, потреб­ностей и целей определенных соци­аль­ных групп.

Используя содержание текста, приведите определение гражданского общества. Какая тенденция общественного развития лежала в основе формирования гражданского общества? Какие стремления человека отразил этот процесс?

гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства

Тенденция: начиная с середины XVII в. процессы дифференциации различных сфер общества, освобождения их из-под всеохватывающей государственной власти, обособления автономного и независимого индивида с его неотъемлемыми правами и свободами потребовали отражения в общественном сознании и науке двух тенденций социального прогресса.

Данный процесс отразил стремления индивида к свободе и автономии от государства и форм коллективной жизни

Назовите любые две функции государства, о которых говорится в тексте. Укажите ещё одну функцию.

1.потребность в упорядочении, обеспечении целостности общества,

2.- согласовании и интеграции устремлений инди­видов и социальных групп.

- обеспечение защиты границ;

- обеспечение прав и свобод граждан.-

На основании обществоведческих, исторических знаний, фактов общественной жизни назовите три формывзаимодействия государства и гражданского общества и конкретизируйте каждую из названных форм примером.

Защита частных сфер жизни людей. (В США об­щественные ор­гани­зации выступают с тре­бованием прекратить массовое прослушивание телефонных разговоров граж­дан);

Сдерживание политической власти от аб­солютного господства путем контроля за соблюдением конституционных принципов правового государства и разделения властей. (Общество по охране окружающей среды выступило против постройки автомагистрали через терри­торию заповедника);

По­стоян­ная мир­ная борь­ба за внедрение в жизнь кон­ституци­онного принципа правового государства.( В Москве негосударственная общественная организация провела автопробег под деви­зом "За честные выборы")

Автор связывает создание правового демократического государства с деятельностью сознательных свободных граждан. Используя знания обществоведческого курса, информацию СМИ и личный социальный опыт, объясните, как связаны между собой политическая свобода и возможности самореализации личности в каждой из сфер: экономической, социальной и духовной.

- в социальной сфере поли­тическая свобода дает возможность участвуя во власти поддерживать те политические движения, кото­рые могут изменить положение в социальной сфере. ИЛИ факт поли­тической свободы свидетельствует о самореализации личности - это соц.сфера

- в об­ласти эко­номики политическая свобода дает возмож­ность гражданину отстаивать те экономические принципы, ко­то­рые для него приемлемы. ИЛИ политическая свобода расши­ряет права граж­дан в экономической сфере,что способству­ет самореализации личности - эко­номика

- возможность самостоятель выбора говорит о самостоятельности личности, т.е о самореализации личности- это духовная сфера

Государство Z до принятия новой конституции было президентской республикой, а после её принятия стало парламентской республикой. Однако пост президента был сохранён. Кто будет возглавлять исполнительную власть в Z? Какие полномочия сохранятся у президента Z? (Укажите любое одно полномочие.) Перед кем будет ответственно правительство?

 исполнительную власть будет возглавлять глава правительства;

- правительство будет ответственно перед парламентом.

- президент обнародует законы

- издаёт декреты, награждает,

Назовите любые три функции государства в области образования и культуры и проиллюстрируйте примером каждую из них.

- оказание помощи учреждениям культуры и образовательным учреждениям( финансирование школ,дворцов культуры)

- контроль за качеством лобразования( проведение егэ) - содействие развитию образования( разработка боллее эффективных программ образования)

 

Обновлено 23.11.2015 09:06