Home 13 Методическая копилка Исследовательская деятельность. Федорова А.Н.
Исследовательская деятельность. Федорова А.Н. PDF Печать E-mail
Учителя - Методическая копилка
Автор: admin   
27.10.2015 12:05
Муниципальное общеобразовательное  учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 47 г. Чебоксары» 
Методические рекомендации 
по подготовке учащихся к исследовательской деятельности
Автор: Федорова А.Н., 
учитель высшей категории 
Чебоксары 2015 г. 
Содержание 

Введение………………………………………………………………………………………..3
1. Особенности исследовательской деятельности…………………………………………...4
2. Этапы исследовательской деятельности ………………………………………………….6
Заключение…………………………………………………………………………………….10 
Список литературы …………………………………………………………………………...12

Введение 

Использование исследовательской деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальной. В ходе такой работы можно реализовать все  воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Данный метод работы  позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.

Учебный процесс представляет собой систему, предусматривающую определенные цели, содержание, разнообразие методов, организационных форм и средств обучения. И если отбор содержания обучения обусловлен, прежде всего, требованиями программы обучения, образовательным стандартом, то отбор методов, организационных форм и средств обучения - самой логикой познания, психологией познавательной деятельности, принятой концепцией учебного процесса.

В современном информационном обществе требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире.

Такого человека должна подготовить школа, значит, перед ней в очередной раз встает новая образовательная проблема. Традиционными методами организации образовательного процесса эта проблема решается неэффективно. Нужны приемы и методы обучения (и учения), адекватные вызовам времени. Мне представляется, что одним из таковых является метод исследовательской деятельности, применяемый мной на уроках обществознания и во внеурочное время.

Каждый учитель порой сетует на равнодушие и инертность своих учеников и, в то же время, чувствует усталость от постоянной рутины ежедневных дел и обязанностей. Конечно, универсального средства быть не может, но все же одним из действенных и эффективных способов решения этих проблем может стать  исследовательская деятельность учащихся.

Свое предназначение как учителя - вижу в том, чтобы учить детей всему тому, что способствует развитию свободного и системного мышления, формирует у них умения и навыки исследования, и в том чтобы при этом учиться самой.

Цель моей работы - поделиться практическим опытом исследовательской работы на уроках обществознания и во внеурочное время. Мною накоплен некоторый опыт исследовательской деятельности по ряду учебных тем. К участию в исследовательской работе привлекаю учащихся, начиная с 7 класса 

1. Особенности исследовательской деятельности 

 Исследовательская работа представляет собой одну из форм учебной деятельности, при которой ученики в сотрудничестве с одним или несколькими учителями выполняют самостоятельную работу, проводят поиск и обработку данных по одной или нескольким теоретическим или практическим проблемам, связанным с существующей реальностью.

Исследовательская деятельность включает в себя ряд последовательных действий:

- осознание целей деятельности;

- принятие задачи;

- концентрацию усилий на выполнение этой задачи;

- самоорганизацию в распределении своего времени и последовательности своих действий;

- умение оценивать собственные решения.

Основными принципами можно назвать добровольность, учет возрастных, психических и творческих возможностей детей, региональных особенностей, интеграции учебной и внеклассной деятельности, системность. Участие в исследовательской деятельности помогает развивать у школьников следующие умения: анализ ситуации, поиск и отбор необходимой информации, модулирование собственного поведения, принятие ответственного и осознанного решения, коммуникативные навыки, проведение социологических исследований, умение работать с документами и др.

Специфика исследовательской работы как самостоятельной формы учебной деятельности объясняется его ролью в изменении субьектно-объектных отношений в процессе обучения школьника. Педагогическая теория и существующая практика показали, что эффективность системы обучения выше, если ученик сам становится субъектом обучения. Активная позиция ученика и реализация принципа «учиться, делая» являются отличительной особенностью исследовательской работы.

Центральным принципом исследовательской работы является совместная работа учителя и учащихся, т.е. ученики вместе с учителем формулируют тему работы, определяют задачи, разрабатывают план работы, контролируют этапы выполнения работы, и оценивают полученный результат. Эффективность данной работы во многом зависит от того, насколько учитель уважает выбор, сделанный учениками, в определении темы, организации рабочего процесса и выполнении самой работы. С другой стороны, учащиеся несут полную ответственность за сделанный выбор и выполнение плана работы вплоть до получения конечного результата. Вместе с тем, учащемуся может не хватать знаний по обоснованному методу выбора темы или метода исследования в силу того, что он недостаточно четко представляет, какого рода результат он получит в результате применения данного конкретного метода, либо просто из-за ограниченности сферы применения изученных им методов. Отсюда следует роль учителя, которая заключается в задании областей исследования, формулировании темы, объяснении методов исследования, стимулировании исследовательской деятельности.

Конечный продукт исследовательской работы представляется в виде статьи, доклада, фильма, презентации. Учитывая, что главной целью работы является приобретение учащимися новых знаний и их развитие, результат работы должен быть представлен в таком виде, чтобы его могли оценить другие. Поэтому мы участвуем в различных конкурсах и научно-практических конференциях различного уровня.

Практика показывает, что использование активной деятельности как основы формирования информационной культуры позволяет:

-          развить прогностические,  коммуникативные  и организационные навыки работы с информацией;

-          обучить     логико-семантическим     приемам     обработки     информации, алгоритмическим процессам;

-          совершенствовать, и тренировать мыслительную деятельность личности;

-          создавать устойчивые установки на активнее восприятие информации.

 

2. Этапы исследовательской деятельности

 

Выполнение исследовательской работы организуется поэтапно. Различные этапы работы должны быть связаны между собой, объединяя начальную и конечную стадии.           

Можно выделить  4 этапа:

-      подготовительного;

-      этапа планирования;

-      организационного;

-      завершающего.

На подготовительном этапе учителю необходимо рассказать о специфике исследовательской деятельности. Важно выяснить желание ребят в данной работе. Желательно учитывать возраст ребят (11-16 лет). Объяснить учащимся, что им могут оказать помощь и взрослые, которые могут поделиться жизненным опытом, подсказать учащимся источники информации по проблеме, предоставить телефоны должностных лиц, завязать контакты с компетентными людьми. Однако взрослые не должны писать за них, звонить от их имени, готовить за них материалы и иллюстрации.

Следует обсудить с учениками возможные варианты интересующей их тематики, вопросы организации рабочего процесса, возможности использования различных материалов и предполагаемые результаты. При выборе тем предстоит детально проанализировать широкий спектр вопросов, которые значимы для данной территории и требуют своего решения. Будут актуальными темы, касающиеся проблемы села, района, города, региона и школы. Необходимо проанализировать определившуюся проблему по ряду критериев: важность данной проблемы для региона (области, города, села) с точки зрения всего общества; актуальность её решения для определенных социальных групп; возможность её реализации. При выборе темы можно использовать проблемы сообщества при анализе материалов СМИ. Также необходимо учитывать:

- посильность задачи для учащихся;

- её соответствие возрасту и возможностям учеников;

- ожидаемые результаты.

На этапе планирования:                                                     

-      определяются сроки представления результатов, дорабатывается сама идея с учетом актуальности темы;

-      обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта;

-      определяются и распределяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения.

Главная задача этапа планирования - формулирование проблемы и выдвижение гипотез. Кроме того, учащиеся составляют перечень, программу и календарный план проведения необходимых исследований. Однако следует учитывать, что слишком подробный план может уменьшить долю самостоятельности (творчества) учеников. Продукт бывает тем интереснее, чем шире поставлены рамки.

На этапе планирования учащиеся получают навыки в выявлении существенного и малосущественного, учатся оценивать свои собственные знания и уровень подготовки, а также определять, что им необходимо освоить в дальнейшей учебе.

На организационном этапе:

-      расписывается последовательность выполнения исследовательской работы;

-      распределяются конкретные задания;

-      собирается и обрабатывается информация, Источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет. Важно изучить материалы СМИ по теме исследования, как они на протяжении определенного времени обсуждали её. Учащиеся при встрече с специалистами должны уметь внимательно выслушать, задать правильно вопросы и затем подробно записать представленные сведения по проблеме.

Учителю важно отследить соответствие выбранных методов исследования задачам исследовательской работы и самому учебному предмету, т.к. учащимся сложно определить методы исследования. Например, при выполнении учащимися работы по истории часто в качестве главного инструмента исследований используется социологический опрос, а при этом чисто исторические методы исследований (работа с архивными документами, использование методов геральдики, нумерологии, генеалогии и др.) не применяются. Сложность заключается в том, что учителя-предметники в рамках своей профессиональной деятельности не всегда имеют возможность вести научную работу, и по этой причине могут не иметь сведений о новых формах и методах научных исследований, присущих конкретной области знаний. Поэтому от учителя потребуются дополнительные затраты времени на подготовку к руководству исследовательской работы.

На завершающем этапе оформляется письменная работа, и готовится презентация  готовой работы.

Письменная работа должна состоять из введения, основной части, заключения и списка источников информации. От правильности оформления работы зависит итоговая оценка.

Во введении:

-      обосновывается выбор темы работы;

-      описывается актуальность и суть изучаемой проблемы;

-      описывается гипотеза;

-      формулируется проблема;

-      описываются методы исследования, которые были применены в ходе выполнения работы;

-      анализируются источники информации.

     В основной части (состоит из теоретической и практической частей):

-      описываются основные этапы и последовательность выполнения работы;

-      обосновываются применяемые методы исследования (например, почему было выбрано анкетирование, что это за метод, какие сильные и слабые стороны этого метода);

-      описывается существо проблемы, проведенных исследований;

-      обосновываются результаты исследования и сопоставляются с первоначальной гипотезой.

В заключении:

-      формулируются основные выводы (подтверждение, изменение или отрицание гипотезы);

-      формулируются пути решения проблем;

Схемы, диаграммы, рисунки и пр., могут быть оформлены как в виде приложений.

Учащиеся готовые работы могут защитить на научно-практических конференциях.

При подготовке к выступлению и презентации работы желательно обратить внимание на следующие моменты:

- выступление должна быть заранее четко спланированной, продуманной, так как оценивание работы вo многом зависит от её качества;

- желательно устное выступление сопровождать фотографиями оригинальными рисунками, плакатами, схемами, диаграммами, брошюрами, которые могут образно и наглядно представить окружающим суть работы; 

- при проведении презентации очень важно использование электронных средств. Но в связи с тем,  что техника часто подводит демонстративный материал можно подготовить в бумажном  виде;

- непосредственно перед началом презентации учитель должен провести психологическую подготовку выступающих (как справиться с волнением, как привлечь внимание слушателей и пр.), а также ознакомить каждого с техникой устного выступление, так как многие учащиеся испытывают страх перед публичным выступлением. Желательно попрактиковаться в проведении устного выступления перед одноклассниками, родителями до выступления перед членами комиссии. Таким образом даже можно примерно предположить какие вопросы возникнут у слушателей при защите работы.

- необходимо психологически подготовить учащихся к тому что, работа может не занять призовое место, но полученные навыки, умения бесценны.

Таким образом, успешность и эффективность исследовательской работы школьников зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются:

- добровольность учащихся. Опыт показывает, что лучшие работы являются результатом искренней заинтересованности и высокой внутренней мотивации педагогов и школьников;

- оптимальное распределение времени в работе;

- корректная позиция педагога. Учитель должен осуществлять общую координацию деятельности школьников, выступая в роли помощника и консультанта, но главными действующими лицами являются дети. 

  Заключение

 

Исследовательская деятельность дает учащимся возможность связать и соотнести общие представления полученные в ходе уроков, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, края, и страны в целом.   

Хочу обратить внимание на следующие плюсы исследовательской деятельности:

Развиваются познавательные интересы;

Используются различные формы работы: дискуссия, работа с литературой, сбор эмпирической информации и т.п.;

Происходит мотивирование, появляется удовлетворение от деятельности, дети видят результат своего труда;

Отсутствует формализм знаний;

Устанавливается связь с жизненным опытом;

      •   В    случае  работы в группах развивается умение сотрудничать.

Методы исследовательской деятельности дают педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферу детей.

В реализации исследовательской деятельности есть и свои сложности.

Во-первых, исследовательская деятельность требует тщательной предварительной подготовки, переосмысления методов и организационных форм работы, что на деле означает — слишком многое надо менять учителю в своей привычной, достаточно загруженной работе, а для этого нет ни свободного времени, ни достаточного количества методических рекомендаций.

Во-вторых, классно-урочная система, присущая отечественной школе, с регламентированной организацией учебного материала и деятельности учителя и учащихся, а также технические и организационные трудности, характерные для большого количества школ, затрудняют процесс внедрения методов исследовательской деятельности в учебный процесс.

Безусловно, исследовательская деятельность не может уместиться в рамки урока, поэтому необходим выход на внеклассную деятельность по предмету.   На   мой   взгляд, исследовательский метод - это хорошая альтернатива классно - урочной системе, это способ выйти за пределы урока с вопросами, связанными с углубленным изучением интересующих ребят тем, это выход на олимпиады, научные общества учащихся. 

 

Список литературы

 

1. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под редакцией Н. Воскресенской и С. Шехтера. При участии А. Иоффе и Ч. Уайта. – М.: Фонд «Сивитас», 2005 – 184с.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие – М.: Народное образование, 2001. 

3. Сальникова Т.П. Педагогические технологии – М., 2005. 

4. Организация внеурочной работы по праву / Сборник статей. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002. – 440с.


Обновлено 24.11.2015 12:59