Home 13 Методическая копилка История. Кандакова Н.С.
История. Кандакова Н.С. PDF Печать E-mail
Учителя - Методическая копилка
Автор: admin   
05.03.2016 12:49
«Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории» 
Кандакова Н.С.
Учитель истории и обществознания
Построение в России гражданского общества и демократического государства невозможно без
целенаправленной деятельности по воспитанию гражданина, обладающего патриотическим
сознанием, высоким уровнем правовой культуры, гражданина с активной жизненной позицией.
Формирование гражданственности, патриотизма и толерантности - важное направление в
гражданско-патриотическом образовании. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему
человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом
формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается, когда идеи
патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах,
пробуждают в них чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество
правды, справедливости.
Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма
учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России. Познавая идею Родины,
переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу о ее нынешнем и будущем,
школьник стремится быть похожим на героев Родины. Участник отечественной войны 1812 года
Я.П. Кульнев писал: “ Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве.”
Патриотическое воспитание предполагает  формирование у граждан гармоничного сочетания
личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений,
разрушающих его устои. Основными задачами патриотического  воспитания являются:
1.Формирование у подрастающего поколения  любви к своей «малой Родине», готовности  к служению
Отечеству и его вооруженной защите;
2. Воспитание чувства патриотизма на примере истории воинской доблести и солдатской славы.
3.Изучение истории и культуры Отечества и родного края, проведение мероприятий по
увековечению памяти защитников Отечества.
4.Привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской
Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества.
5.Формирование расовой, национальной религиозной терпимости, развитие дружеских отношений
между народами.
6.Воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам
общественной жизни.
Сущность опыта состоит в выработке системы работы по формированию и развитию качеств гражданина
и патриота на уроках истории и обществознания и во внеклассной работе с использованием традиционных
и нетрадиционных методов и форм обучения.
Пути достижения поставленных задач различны  и выбираются с учетом возрастных и психологических 
особенностей учащихся и изучаемого материала. В работе делается акцент на разнообразие форм 
и методов организации познавательной  деятельности учащихся. Основными принципами данной
системы  работы являются:
- принципы  бесконфликтности;
- система друга;
- принцип открытых перспектив;
- принцип равных условий;
- принцип посильности;
- принципа сотрудничества.
Среди вариантов работы, которые способствуют осознанию гражданских патриотических ценностей
российского общества, я выбрала следующие формы, методы и приемы:
·         проектная деятельность,
·         ролевая игра, дидактическая игра,
·         музейные уроки,
·         пресс-конференция, поисково-исследовательская деятельность,
·         экскурсии  и др.
Гражданское образование и воспитание сегодня немыслимо без моделирования и анализа на занятиях
жизненных ситуаций - экономических, нравственных и иных, требующих применения соответствующих
знаний и умений, поиска путей решения проблем, порожденных ситуацией
В воспитании патриотизма и гражданственности уроки истории и обществознания играют большую роль.
В  учебных материалах образовательных программ можно найти множество примеров истинного патриотизма
и честного служения родине, испытать гордость,  за то, что мы русские. Воспитательный потенциал хорошо
виден и раскрывается буквально в каждой теме урока, не говоря уже о таких значимых  как, Куликовская битва
- основополагающая тема для воспитания патриотизма. В теме: «Смутное время», Россия на краю гибели,
потеря независимости и здесь важно определить условия, для проявления патриотизма и гражданственности.
Большую воспитательную нагрузку несут уроки по Отечественной войне 1812 года, Крымской и  главное событие
XX века Великая Отечественная война. Это и великие военные победы, и национальные герои, и единство народа,
его роль в истории. Невозможно перечислить все темы, которые воспитывают личность, гражданина, патриота.
Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон: какие были
достижения, какие яркие личности жили в это время, как развивалась культура. И вот из всего этого и
складывается личность. И не просто личность, а патриот своей Родины. На своих уроках показываю,
что именно через личность история говорит, действует, воспитывает
Я считаю, что изучение истории должно быть неразрывно связано с краеведением и опираться на краеведение.
Теоретическое обоснование: изучение прошлого своей семьи, села, школы, района, республики дает возможность
будить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества.
Любовь к своей малой Родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства
любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь. А это помогает становлению гражданина,
патриота великой России, которая, по моему мнению, обязательно станет таковой.
Учу детей понимать и уважать других людей, другие культуры, проявлять политическую терпимость,
воспринимать плюрализм мнений, формирую интерес к своей Родине. Свои уроки пытаюсь строить таким образом,
чтобы ребята становились активными участниками процесса и формировали свою собственную точку зрения на
исторические события и явления.
Особую роль в гражданско – патриотическом воспитании играют внеклассные мероприятия и тематические классные часы.
Тематические классные часы воспитывают  у учащихся чувство глубокого патриотизма, веру в людей, готовность
встать на защиту мира, защищать свою Родину.
Тематика классных часов:
·         «Афганистан болит в моей душе», классный час, посвященный Дню защитника Отечества
·         «Мы живы, пока жива память» кл. час, посвященный ВОВ
·         «На страже Родины». Классный час, посвященный Дню защитника Отечества
·         «Дороги памяти», внеклассное мероприятие, посвященное городам героям
Со своими учениками мы участвуем в различных конкурсах, олимпиадах, научно – практических конференциях,
проводим внеклассные мероприятия, посвященные героическим страницам нашей истории.
Мероприятия:
ü  Интернет – викторина «Никто не забыт, ничто не забыто» по теме «Города – герои СССР и Города воинской
славы России»
ü  Участие на школьной и городской научно – практической конференции «Открытия юных» по патриотической
тематике; на муниципальной конференции «Солдаты победы»
ü  Всероссийская заочная олимпиада «Великие полководцы земли русской» Республиканская заочная олимпиада
«Блокадный Ленинград»
ü  Конкурс исследовательских проектов «Спасибо деду – за Победу»
ü  Интернет – викторина «Конституции РФ – 20 лет»
ü  Интернет – викторина «Что вы знаете о доме Романовых»
ü  Интернет – викторина  «Россия под скипетром Романовых»
ü  Республиканский конкурс патриотических стихов «Ради жизни на земле»
ü  Неделя истории, посвященная ВОВ
ü  Встреча с ветераном ВОВ, участницей Курского сражения, освобождения Кенигсберга от немецко –
фашистских войск Янович А.А.
ü  Встреча с жителями блокадного Ленинграда Жирновой Р.Г. и Мининой Н.Г.
Участие в таких  конференциях, как «Великие сыны России», посвященные Ломоносову, Кутузову,
Минину и Пожарскому, Менделееву, Сергию Радонежскому, героям ВОВ «Катуков, Маресьев, Судаев…»,
героям 1 мировой войны.
Со своими воспитанниками регулярно посещаем музеи: музей боевой славы, музей им. В.И.Чапаева,
национальный музей, литературный музей, где происходит приобщение учащихся к культуре родного
края и его истории, патриотическое и гражданское воспитание.
 Музейные уроки по своему эмоциональному накалу должны быть организованы на высоком методическом 
уровне. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной
обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника, снимает психический барьер,
происходит внутреннее раскрепощение. И в такой обстановке процесс воздействия на обучающихся с
целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа,
героической борьбе, подвигах, нравственных качествах сынов Отечества,  непримиримость к врагам
России  происходит мобильнее, формируется историческая память, что является   одной из главных
задач на уроках  истории.
Таким образом, учителя истории стараются  привить учащимся чувство патриотизма, любви к Родине,
своему городу, семье, воспитать из них Гражданина России. А без этого у нашего общества не может
быть будущего.
Все проходит. Остается Родина-
То, что не изменит никогда.
С ней живут, любя, страдая, радуясь.
Падая и поднимаясь ввысь…
И еще немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути.
Но светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести.
 
Список литературы.
1.Базаркина Е.Л. Беседы о нравственности для старшеклассников. – Волгоград: Учитель, 2006.-155с.      
2. Левкина Т. В. Патриотическое воспитание при изучении отечественной истории //
Воспитание школьников. – 2007. – № 10 – С. 36 – 38.
3.Воспитать гражданина/ сост. Т.Е.Заводова. – МН.: Красико – Принт, 2006.- 176с.       

«Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории» 

Обновлено 05.03.2016 12:55