Home 13 Методическая копилка Начальная школа. Самарина А.А. Растения - производители
Начальная школа. Самарина А.А. Растения - производители PDF Печать E-mail
Учителя - Методическая копилка
Автор: admin   
03.02.2017 09:45
Тема:  Растения - производители. Органы цветковых растений.
Цели:
– ознакомить учащихся с различными группами растений и чертами их строения; 
– уметь перечислять особенности хвойных и цветковых растений.
Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты 
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Ход урока
1. Оргмомент.
Учитель: Начнем урок.
Все ваши мысли, высказывания будут очень ценны для меня и для вас. 
2. Актуализация знаний. 
-Вы закончили изучение большой темы «Экологическая система».
Что называют экосистемой?  (Обсуждение в группе, ответ)
Экосистема - это единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. 
- Какие экосистемы вы знаете? 
- Экосистема – это нечто целое. Назовите ее части. Какие «профессии» живых организмов вы знаете? (потребители, разрушители, производители).
- Какую роль играют производители? Потребители? Разрушители?
(Производители снабжают всех обитателей Земли пищей и кислородом. Потребители возвращают растениям углекислый газ. Разрушители питаются умершими живыми организмами, превращают умершие организмы в вещества, необходимые растениям. Благодаря живым организмам поддерживается круговорот веществ в природе). 

-Если убрать одно звено, одну часть, что произойдет с экосистемой? 
- Поэтому все части экосистемы очень важны. 
Сегодня на уроке мы будем работать по группам. Поэтому для начала вспомним правила работы в группе. 
говорим вежливо, 
называем собеседника по имени,
говорим по очереди, не перебивая друг друга,
внимательно слушаем,
если непонятно, переспросите партнера,
четко высказываем свое мнение,
соблюдаем порядок на парте,
уважаем мнение собеседника.

- Молодцы! Вы умеете работать в группах, думаю, что обязательно будете придерживаться этих правил. Я согласна с вами (открываю на доске правила), хотелось бы еще добавить про ….(Роли - кто будет выступать от группы, оформлять записи, читать задание, чтобы работа получилась более плодотворной).

3. Определение темы урока, постановка целей и задач. 
- Герои нашего учебника Лена и Миша увлечены изучением окружающей среды. Они настоящие исследователи природы. Сегодня я получила от них шесть писем. В них они вложили фотографии, сделанные во время своих путешествий. Каждая группа получит письма с фотографиями, и в группе подумайте, что объединяет все фотографии в конвертах.

(Дети работают в группах, раскладывают картинки с изображениями, обсуждают их и делают выводы)
1 группа: в нашем конверте собраны растения экосистемы болота (на слайде появляется табличка – растения болота)
2 группа: в нашем конверте собраны растения экосистемы луга (на слайде появляется табличка – растения луга)
3 группа: в нашем конверте собраны растения экосистемы леса (на слайде появляется табличка – растения леса)
4 группа: в нашем конверте собраны растения экосистемы поля (на слайде появляется табличка – растения поля)
5  группа: в нашем конверте собраны растения экосистемы озера (на слайде появляется табличка – растения озера )
6 группа: в нашем конверте собраны растения экосистемы аквариума (на слайде появляется табличка – растения аквариума)

- Что общего у всех групп? (Это растения, они все – производители) 
-А что общего у всех этих растений? (строение)
О чем будем говорить на уроке? Сформулируйте тему и цель урока.
Слайд 1. 
Растения – производители (Открывается тема на доске). 
-Что вы знаете про растения? 
4. Постановка проблемного вопроса.
- Сегодня на урок я пришла с одним представителем растений – это комнатный цветок. (Быть может, кто-нибудь из вас знает его название). Слайд 1. 
- Из каких органов состоит растение? 
- Что такое орган? Где можем найти научное определение? 
-Обратимся к словарю учебника (стр.139). (Органы – часть живого организма, выполняющая определенную сложную задачу). 
5. Работа по изучению новой темы.
- Какие органы растений вы знаете? (ответы детей). 
Слайд 2. 
-Любому растению нужны свет и вода, но не всем его частям они доступны. Объясните, каким частям растения более доступен свет, а каким вода. 
-Все ли органы растения мы видим? Назовите видимые органы растения. (Цветок, стебель, лист).
-Какой орган нам не виден? (Корень) Почему? 
-Как бы вы их назвали? (надземные, подземные).
- Ребята, как вы думаете какой орган растения самый главный? (ответы детей). 
И чтобы разобраться в этом вопросе проведём мини-исследование.
-Сейчас вы поработаете в группах и попробуете доказать, какую роль выполняет каждый орган. 
-У вас лежат листы с заданием. Каждая группа готовит своё сообщение. 
1 группа – корень
2 группа – стебель
3 группа – лист
4 группа – цветок

1 группа: (даю задание на листах)
Чтение абзаца о корне (стр.79)
- Какую работу выполняет корень? (удерживает стебель, всасывает воду и минеральные вещества)
Ключевые слова: служит якорем, всасывает воду и вещества, разветвлён
2 группа:
Чтение абзаца о стебле (стр.79)
- Какая главная задача стебля? (преодолевает земное притяжение, даёт опору листьям, связывает части растения)
Ключевые слова: опора, преодолевает земное притяжение, связывает все части растения
3 группа:
-Чтение абзаца о листьях (стр.78 , второй абзац)
- В чём заключается главная задача листьев? (кормят растения)
- Какой процесс происходит в листьях? (фотосинтез)
- Что такое фотосинтез? (образование органических веществ и кислорода из воды и углекислого газа под действием солнечного света)
Ключевые слова для 3 группы: кормят клетки, фотосинтез, защищены кожицей
4 группа:
Чтение текста о цветке (стр. 79)
– А для чего растениям цветы? (ответы детей)
Ключевые слова: орган размножения, привлекает насекомых.
 (Дети работают в группах. У каждой группы один из органов растения и вывешивают на доску рассказывая о нем. Результат работы – рассказ об органе растения.  В итоге на доске растение.)
Где будем брать информацию?  Откройте учебники на стр. 78-79.
Как будем её передавать другим? (оформим схему) 
Выступление групп. Представитель выходит к доске.
(После выступления каждой группы)
Слайд 3.
-Какую работу выполняет корень? (удерживает стебель, всасывает воду и минеральные вещества) 

Слайд 4.
-Какая главная задача стебля? (преодолевает земное притяжение, даёт опору листьям, связывает части растения) 

Слайд 5.
- В чём заключается главная задача листьев? (кормят растения)
- Какой процесс происходит в листьях? (фотосинтез) 
- Что такое фотосинтез? (образование органических веществ и кислорода из воды и углекислого газа под действием солнечного света)
6.Физминутка. Игра «А верите ли вы?» Учитель в быстром темпе задаёт вопросы, дети отвечают движениями «верим - хлопки», «не верим – прыжки на месте вверх».
- А верите ли вы, что есть растение, которое растёт вверх корнями? –
- А верите ли вы, что существует бешеный огурец? +
- А верите ли вы, что банан – это тропическая трава? +
- А верите ли вы, что родина апельсина - Китай? +
- А верите ли вы, что кактусы растут в лесу? –
- А верите ли вы, цветы умеют танцевать? -
Слайд 6.
– А для чего растениям цветы? (ответ: роль цветка в образовании плода).
Слайд 7.
Видеоролик «Размножение и развитие растений». 
Слайд 8.
- Что значит опылять? (перенос пыльцы с одного цветка на другой, в результате завязываются семена)
- Чем цветы привлекают насекомых? (ярким цветом, душистым запахом, сладким нектаром)
- Мы не назвали еще один орган растения? Какой? (плод). 
– Какую роль играет плод?  (Плод - защита и распространение заключённых в нём семян). (Информация на с.80).
– Кто помогает растениям распространять их семена? (птицы, животные, ветер, человек).
Слайд 9.
-Так какой орган растения самый главный? (Все важны, каждый играет свою роль). 
Растение – целостный организм.
Каким разнообразным не был бы растительный мир, но мы должны беречь каждое растение, и, по – возможности, предотвращать их гибель и исчезновение с лица Земли.
-Прочитайте пословицу и скажите, как вы её понимаете 
«Растение – земли украшение». 
А всегда ли человек справедлив по отношению к растениям? Не по его ли вине возникают экологические проблемы?
-Ребята, растения – это часть того, что нас окружает. И мы должны относиться к ним бережно и охранять их. Многие растения занесены в Красную книгу. Кто знает, что это за книга?
Сейчас на Земле 25 тысяч видов растений в опасности. Растения нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу (показ книги). Почему она Красная? Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановись! Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже.
Сейчас мы вспомним правила поведения человека в природе.
- Нельзя разжигать костров в лесу в пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом с места, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
- Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
- Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе. 
- В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли.
7.Рефлексия 
- Над какой темой мы работали сегодня на уроке?
- На уроке мы часто употребляли слова части и целое. Что было целым? (мир растений).
-Какие части этого целого вы узнали? 
- Какие новые знания вы получили?
- Сегодня на уроке работа была в группах. Как вы считаете, работать в группе легче и интересней, чем по одному?
- Попробуйте оценить вашу работу в группе. У вас у каждого есть лист растения. Если было очень интересно, много узнал нового (жёлтый лист)
испытывал трудности, чувствовал себя совсем неуверенно (зелёный лист)
было не интересно (красный цветок).
-Вам надо подойти группами к доске и оценить свою работу на уроке. 
- Что вас заинтересовало на уроке больше всего?
- Какие задания показались интересными, а какие вызвали затруднения?
- Мне было интересно с вами работать! Спасибо за работу! 

8.Домашнее задание.
Кого заинтересовала тема сегодняшнего урока, и кто желает узнать новое по этой теме, дома вы можете познакомиться с дополнительным материалом в учебнике.