Home 13 Методическая копилка Начальная школа. Викторина по русскому языку Харитонова Н.Г.
Начальная школа. Викторина по русскому языку Харитонова Н.Г. PDF Печать E-mail
Учителя - Методическая копилка
Автор: admin   
10.03.2017 20:59

Цели  и  задачи:  привитие  интереса  к  изучению  предмета,  формирование  языковой  грамотности,  чуткого  отношения  к  родному  языку.
Развитие  познавательных  способностей,  внимания,  памяти,  речи,  умений  аргументировать  свой  ответ  на  основе  полученных  знаний  по  лексике,  фразеологии, морфемике  и  др.  областей  языкознания.
Воспитание  творческого  подхода  к  изучению  языка,  умений  работать  в  коллективе  и  самостоятельно.

Оборудование. Компьютер, мультимедийный  проектор,  экран.
Словари русского языка (толковый, словообразовательный, фразеологический  и  др.)

Литература

1. Вопросы  взяты  из  заданий  к  конкурсу  «Русский  медвежонок» разных  лет  (2001 – 2006  гг.)
2. А.Н.Тихонов.  Школьный  словообразовательный  словарь  русского  языка.  //  М.,  «Просвещение»,  1991  г.
3. Е.А.Быстрова, А.П.Окунева, Н.М.Шанский. Краткий  фразеологический  словарь  русского  языка.  // Санкт – Петербург,  отделение  издательства  «Просвещение»,  1994 г.
4. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.  Толковый  словарь  русского языка.// Москва,  1998  г.
5. П\Р  А.И.Молоткова.  фразеологический  словарь  русского  языка.// Москва,  «Русский  язык», 1987  г.


I. Организационный  момент.
Подготовка  к  игре.  Класс  разбивается  на  2  группы  (это  можно  сделать  разными  способами:  сложить  разрезанные  открытки,  выбрать  цветной  жетон  при  входе  в  класс  и  т.д.).  Выбираются  капитаны  команд,  экспертная  группа  (жюри), придумывается  название  каждой  команде,  девиз.

II. Основная часть урока

Задачи  на  3  балла

1. Ваня шёл по деревне и встретил каких-то животных. От испуга он забыл, как они называются. Когда мама спросила, много ли их было, Ваня ответил: “Очень! Целый табун!”. Мама сразу догадалась, что это были:
(А) лошади;  
(Б) собаки;  
(В) гуси;  
(Г) коровы;  
(Д) овцы.

2. Знаете ли вы, что ГРАБ — это дерево, родственное берёзе? Уже знаете? Тогда скажите, сколько осмысленных русских слов можно получить, заменяя в слове ГРАБ букву А  другой буквой?
(А) 1;  
(Б) 2; 
(В) 3;  
(Г) 4;  Гриб,  гроб,  грёб, груб.
(Д) 5.

3. Какое из этих слов по смыслу лишнее?
(А) волкодав;  
(Б) борзая;  
(В) пудель;  
(Г) собака;   Все  остальные  слова  обозначают  породы  собак
(Д) овчарка.

4. Я положил в сумку: надувной матрас, плавки, полотенце, книжку, кастрюлю. Угадайте, куда я собрался, если одну вещь я взял по ошибке.
(А) в гости;  
(Б) в школу;
(В) на пляж;  Лишнее  слово  «кастрюля».
(Г) в бассейн;  
(Д) в кино.

5. Почти из всех этих существительных можно убрать по одной букве так, что получатся числительные. Только из одного числительное так не получается. Из какого?
(А) сорока;  сорока  
(Б) семя;  семя + ь
(В) сито;  сито
(Г) шерсть; шерсть
(Д) дева;  дева

6. Вы, конечно, видите, что эти пять слов оканчиваются одинаково. Но по составу одно из них отличается от остальных. Найдите его.
(А) рыбак;    
(Б) дурак;  
(В) простак;
(Г) чужак;  
(Д) казак.





7. Студент позвонил маме: «Денег осталось очень мало, ну просто кот …».  Тут связь прервалась. Какое слово мама не услышала?
(А) намяукал;  
(Б) намурлыкал;  
(В) насмеялся;  
(Г) наурчал;  
(Д) наплакал?  Кот  наплакал – разг. Неизм.  Очень  мало  (об  очень  малом  количестве  чего – либо  или  кого – либо).

8. Кто бывает круглый: 
1) дурак, 
2) отличник,
3) друг, 
4) трус, 
5) сирота?
(А) 3;  
(Б) 1, 2, 4;  
(В) 2, 4, 5; 
(Г) 1, 3;  
(Д) 1, 2, 5.

Задачи  на  4  балла

9. Какой из этих глаголов по смыслу заметно отличается от остальных?
(А) таращить;  таращить  глаза
(Б) корчить;  корчить  рожу
(В) пялить;  пялить  глаза
(Г) выпучивать;  выпучивать  глаза
(Д) щурить;  щурить  глазки


10. Даны слова: 1) банка, 2) катится, 3) плач, 4) полёт, 5) сели. В какие из них можно добавить букву ь так, чтобы снова получились правильные слова?
(А) в 1, 2 и 4;  
(Б) в 1, 3 и 4;  
(В) в 1, 2, 3 и 4;  
(Г) в 1, 2, 4 и 5;  
(Д) во все.







11. Вот отрывок из сочинения Вовочки:
Кондуктор ходил по автобусу взад-назад, приговаривая: «Граждане, оплачивайте за проезд!» Папа сказал: «Что касается до нас, то всё уплочено».
Сколько ошибок в этом отрывке?
(А) 0;  
(Б) 1;  
(В) 2;  
(Г) 3;  
(Д) 4.


12. Сколько среди слов горячий, обожжённый, яркий, красный, сгоревший таких, которые сочетаются со словом огонь?
(А) 1;  
(Б) 2;  
(В) 3;  горячий,  яркий,  красный  огонь
(Г) 4;  
(Д) 5.
13. Вот четыре пары слов: 1) вокруг … около, 2) тишь … гладь, 3) мал … удал, 4) Иван … Марья. Из каждой можно получить устойчивое словосочетание, если вставить в неё вместо многоточия союз да. Дядя Фёдор утверждает, что в одном из них у союза да не такой смысл, как в остальных. В каком?
(А) в первом;  
(Б) во втором;  
(В) в третьем;  
(Г) в четвёртом;  
(Д) дядя Фёдор неправ.

14. В каком из глаголов приставка по- употреблена не в том же значении, что в остальных?
(А) побегать;  
(Б) поспать;  
(В) поплыть;  
(Г) поиграть;  
(Д) полежать.

15. Когда человек быстро куда-то мчится, принято говорить, что он бежит:
(А) стремглав голову;  
(Б) сломя голову;  
(В) стремя голову;  
(Г) сорвав голову;  
(Д) забыв голову.
Сломя  голову – разг. Неизм. Стремительно,  опрометью,  стремглав.  Употребляется  с  глаголами движения  несов. и  сов.  вида:  бежать, мчаться,  побежать,  помчаться…  как?  сломя  голову.  Оборот  возник  скорее  всего  на  основе  существительного  сломиголова – отчаянный  смельчак  (ср.: сорвиголова, перекати – поле)  и  первоначально  обозначал  «не подумав, безрассудно».  Значение  «не подумав» потом  дало  «очень  быстро».

16. Какое из этих слов устроено не так, как остальные?
(А) борьба;  
(Б) гурьба;  
(В) косьба;  
(Г) стрельба;  
(Д) ходьба.



Задачи  на  5  баллов

17. Даны слова и словосочетания на языке хинди в упрощённой транскрипции и их переводы на русский язык:
бандар лог — обезьяний народ;  багхера: — пантера;  шер — тигр.
Попробуйте догадаться, как на языке хинди будет звучать «медведь».
(Двоеточие обозначает долготу гласной. Хинди — один из государственных языков Индии)
(А) кутта:  
(Б) чу:ха:  
(В) кхаргош 
(Г) кхаччар 
(Д) бха:лу:  Медведь  Балу  из  сказки  Р.Киплинга  «Маугли»
18. ...Раздался ужасный треск, кувшин разбился, и комната наполнилась  дымом. Али без чувств упал навзничь, Рашид, теряя сознание, повалился  ничком, Хасан и Абдуррахман с воплями пали ниц. Когда дым рассеялся, все оставались в тех же позах. Чьё лицо (чьи лица) увидел джинн?
(А) Хасана и Абдуррахмана;  
(Б) Али;  
(В) Рашида;  
(Г) Рашида и Али;  
(Д) Хасана, Абдуррахмана и Рашида.
Навзничь – опрокинувшись  на  спину,  вверх  лицом.
Ничком – лицом  вниз
Ниц – книзу,  касаясь  лбом  земли.

19. Коля, Аня и Миша прочитали в учебнике такое задание: 
«Измени окончание слова стол так, чтобы это слово можно было перенести двумя способами». Коля написал столовая, Аня –– столов, Миша — столики. Кто из них справился с заданием? 
(А) только Коля;  
(Б) только Аня;  
(В) только Миша;  
(Г) Коля и Миша;  
(Д) никто.

20. В каком из этих названий животных прилагательное имеет не такое значение, как в остальных?
(А) морской конёк;  
(Б) морская игла;  
(В) морской котик;  
(Г) морская звезда;  
(Д) морская свинка.

21. Как по-русски называют вещий, сбывшийся сон?
(А) сон под голову;  
(Б) сон наяву;  
(В) сон в руку;  
(Г) сон за ногу;  
(Д) сон в уши.

22. Мария машет, Прасковья пашет, Елена ленится, Евгений женится. А Павел?
(А) машет;  
(Б) пашет;     
(В) ленится;  
(Г) женится;  
(Д) борется.

23. Фольклор неразрывно связал некоторые имена и понятия: скажешь Трифон – и тут же вспомнится Тришкин кафтан. Вот четыре имени: Кузьма, Сидор, Макар, Демьян. Какое из пяти перечисленных ниже слов не связано в фольклоре ни с одним из них?
(А) мать; Кузькина  мать
(Б) сын;
(В) коза; Сидорова  коза
(Г) телята; Куда  Макар  телят  не  гонял.
(Д) ухá.  Демьянова  уха

24. У вас с другом отцы хорошо знакомы и в приятельских отношениях. Дополните фразу: Они друг с другом ...
(А) на равной ноге;
(Б) на короткой ноге;
(В) на близкой ноге;
(Г) на одной ноге;
(Д) на двух ногах.
На  дружеской (на  короткой) ноге – в  близких,  дружеских  отношениях

III. Подведение итогов игры, награждение победителей