Home 13 Методическая копилка Афанасьева Г.А. О знаменитом певце и собирателе народных песен Федорове Г.Ф.
Афанасьева Г.А. О знаменитом певце и собирателе народных песен Федорове Г.Ф. PDF Печать E-mail
Учителя - Методическая копилка
Автор: admin   
24.03.2017 14:59
    Афанасьева Г.А., учитель истории и обществознания
 МБОУ «СОШ№47» г. Чебоксары  
                            
Мы сохраним в наших сердцах
Великое имя твоё

Чебоксары - 2016
                                        
Оглавление
Введение ------------------------------------------------------------------------3
Основная часть.
 1. История деревни Г.Ф.Федорова ---------------------------------------5
 2. Биография Г.Ф.Федорова -----------------------------------------------6
 3. Неизвестные факты из жизни  Г.Ф.Федорова ----------------------7
 4. Творчество  певца --------------------------------------------------------9
Заключение -------------------------------------------------------------------12
Список литературы ---------------------------------------------------------13
Приложения ------------------------------------------------------------------14

Введение
 
   Чувашский народ богат известными людьми. Их знают в нашей республике и в нашей огромной стране.  Это ученый-востоковед Н.Я. Бичурин-светоч разума, Н.И. Ашмарин - великий тюрколог, ученый с мировым именем. На весь  мир прославил чувашский народ  космонавт А. Г. Николаев. У всех на устах легендарный герой гражданской войны - В. И. Чапаев. Двести с лишним  наших уроженцев в годы Великой Отечественной войны получили высокого звания  Героя Советского Союза. Каждый из них достоин уважения и почитания.
   Рассказ пойдет о  знаменитом певце  и собирателе народных песен Федорове Г.Ф. (Приложение  1). Он оставил нам более 750 народных песен и мелодий. Пусть он не совершал героических подвигов на поле брани, но он достоин того, чтобы наш народ его помнил и чтил, так как он внес  значительный вклад в общее развитие музыкальной культуры чувашского народа. Актуальность изучаемой темы обусловлена необходимостью повышения интереса молодежи к народному творчеству, особенно, к фольклору, т.к. молодежь не проявляет к народному фольклору достойного внимания, интереса к подлинной народной песне, народной музыке. Формирование души человека,  истинных  благородных  качеств нельзя  воспитать в отрыве от памяти прошлого. А прошлое наше выразилось наилучшим образцом именно в фольклоре. На это указывают в своих трудах многие ученые: академик, педагог, ученый Г.Н.Волков, музыковед М.Г.Кондратьев, Н.И. Илюхин и другие. Народная песня особенно ярко раскрыта в творчестве Г. Федорова. Ю.Илюхин пишет, что « Имя прослав-ленного знатока и собирателя чувашских народных песен Г.Ф.Федорова, 120-летие которого нынче отмечается, давно уже стало гордостью Чувашии. Где бы ни говорили о чувашской народной музыке, в первую очередь вспоминают его имя».[1] Свою статью автор назвал «Самородок с феноменальной памятью». В другой статье  автор певца называет «хранителем чувашской песни». Михаил Юхма одну из своих статей о Г.Федорове назвал «Жемчужина певца». Он же в книге «Песнь о Чувашии»  народного певца  называет « Гомером Чувашии». Действительно,  Федоров Г.Ф. заслуживает памяти и признания.
 Цель: изучение и исследование творческой деятельности  знаменитого певца и    собирателя     чувашского фольклора Г.Ф.Федорова.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
 1) собрать информацию о творческой деятельности Фёдорова Гаврила Фёдоровича;         
 2) организовать  встречи и беседы с родственниками Г.Ф.Федорова;
 3) выявить неизвестные  факты из жизни Г.Ф. Федорова.
Методы  исследования: сравнительно – исторический  анализ, интер-вьюирование, систематизация и анализ, обобщение  полученных данных.
Объект исследования: биография Г.Ф.Федорова.
Предмет исследования: особенности  творчества  народного певца и собирателя чувашского фольклора Г.Ф. Федорова.
Гипотеза –  влияние  государства  на существование   народной песни в царское время и  изменение  судеб простых людей  в годы Гражданской войны.
Актуальность исследования: изучаемая нами тема обусловлена необходимостью повышения интереса молодежи к народному творчеству, особенно, к фольклору, т.к. молодежь не проявляет к народному фольклору достойного внимания, интереса к подлинной народной песне, народной музыке. Формирование души человека,  истинных  благородных  качеств нельзя воспитать в отрыве от памяти прошлого. А прошлое наше выразилось наилучшим образцом именно в фольклоре. На это указывают в своих трудах многие ученые:  академик, педагог, ученый Г.Н.Волков, музыковед М.Г.Кондратьев. Н.И. Илюхин и другие.
Степень изученности: к творчеству Федорова Г.Ф. обращались Ю.А. Илюхин, В. Ржанов, Павлов Л.П., Станьял В.П., Михаил Юхма. Изучением творчества и биографии моего предка в своё время занимался известный чу-вашский музыковед Ю.А.Илюхин, чьи статьи о Фёдорове Г.Ф. печатались к  юбилейным датам в газетах: “Коммунизм ялавĕ” и “Советская Чувашия”. В 1962 году была выпущена книга В. Ржанова “Поёт чувашский народ”. В этой книге также была статья Ю.Илюхина о Г.Ф. Фёдорове.
В 1969 году была выпущена книга “Чувашские народные песни” Ю.А.Илюхина. В этой книге были помещены 620 песен и мелодий, записанных от певца Гаврила Фёдорова. Автор книги в своей статье с большой теплотой и уважением раскрывает творческий путь моего предка.
О народном певце Г.Ф.Федорове в свое время написана научно-практическая работа одной из учениц Толиковской школы. Работа находится в музее школы. (Приложение 2).
Праправнучка Г.Ф.Федорова  Людмила (дочь Таисии Гурьевны) также написала научно-практическую работу на основе печатного материала  и ин-тернет ресурсов.
Научная новизна работы заключается   в том, что  в ходе исследования была предпринята попытка проанализировать влияние государственной   политики   до Советской власти на развитие  народного  творчества  и  изменение судьбы  Г.Ф.Федорова в годы Гражданской войны.
Практическая значимость  работы: результаты  данного исследования можно использовать на уроках КРК, истории и на классных часах, передать  информацию  в школьный краеведческий музей в деревне Толиково  Чебоксарского района.
Для  решения первой задачи   просмотрела  печатный материал и интернет ресурсы. Мне повезло. Удалось найти две книги, подаренные домом народного творчества Гаврилу Федоровичу (Приложение 3). Познакомилась с периодической печатью. В газетных статьях даются те сведения, которые уже были  напечатаны в книгах: «Поет чувашский народ» и «Чувашские народные песни». В основном газетные статьи посвящены юбилейным датам певца. Авторами этих статей являются Ю. Илюхин и Юхма Мишши. При написании нашей работы мы приводили цитаты именно  этих авторов. Главы «Биография» и «Творчество Г.Ф.Федорова» полностью написаны  на основе  данных Ю. Илюхина. Также просмотрели  две научно – практические работы. Авторы этих работ также использовали  данные Ю. Илюхина.
Для решения второй и третьих задач   побывала  в Толиковском школьном музее. В музее отведен маленький уголок, посвященный  Гаврилу Федоровичу. В этом уголке помещены  личные вещи певца: рубашка, гусли, сделанные  самим певцом, его награды и т.д. ( Приложение 4). Большую помощь в написании  работы оказал  Гаврилов Александр Николаевич, внук Федорова Г.Ф.(Приложение5). Неизвестные факты из жизни Ф.Г.Федоровича вспомнил  внук предка Павлов Анатолий Гурьевич (Приложение 6).Встречи с  родственниками организовывала   Егорова Елена Владимировна, жена Гаврилова А.Н. Она же была и  вдохновителем (Приложение 7) .

1. История деревни Томакассы Чебоксарского  района

Федоров Г.Ф.родился в маленькой деревне Томакасы Чебоксарского района. «Историческое название.  Томакассы. Хораска. В 19(18?) В списке селений Казанской губернии.1897-Тома-Касы, д.ч.,160 чел…Чебоксарский уезд, Алымкасинская волость» [2].  Вот что сказано по поводу названия деревни в энциклопедии Чебоксарского района. « После поражения С. Разина под Симбирском мятежные крестьяне уходили в глухие леса, болота. Один из них по имени Томак, поселился на берегу реки  Кукшум (Л.П.Павлов, В.П.Стаьял).  Отсюда возможно, и название деревни»[3] . Деревня расположена на высоком холме. Место очень живописное. Она раньше состояла из одной улицы. В  деревне было всего 25 домов. В данный момент деревня стала намного больше и в ней уже две улицы. Самого дома, где родился и вырос мой прапрадедушка, уже нет.  
После смерти Г.Федорова и его бездетной дочери Александры дом продали. Новые хозяева старый дом снесли и поставили свой. Нам удалось найти в семейном альбоме (Альбом составила внучка Людмила) фотографии с изображением дома, где жил мой предок (Приложение 7). Один из них датируется 25 ноябрем 1957 года. Самого Гаврила Федорова на фотографиях нет, но на переднем плане одной из фотографий  на санях стоит большая плетеная корзина (может как раз ее сплел сам Гаврил Федоров).

 
2. Годы жизни Г.Ф.Федорова

Добрый конь бежит,
Дорога стелется,
Добрый человек умрет,
Имя останется.
Если мы умрем,
  Что же останется!
Что мы спели людям,
То останется. 
 
  Гаврил Федорович Федоров родился 17(29 марта) 1878 г. в крестьянской семье. У его родителей Ирины Михайловны и Фёдора Софоновича было десять детей: четыре сына и шесть дочерей. Он был пятым ребёнком в семье, его братья и сёстры умерли в раннем детстве. Гаврил был любознательным ребёнком. У него было большое желание учиться.  В биографических данных записано, что «с детства он был очень любознательным». Гаврил хотел учиться, но до десяти лет эту мысль ему не удалось осуществить, родители не пускали его в школу. Наконец, он принимает смелое решение: тайком от родителей сбегать в соседнее село Толиково и записать там свою фамилию в список будущих учеников»  - пишет автор статьи в книге «Поет чувашский народ) [4]. В школе он проучился недолго: вскоре умер дьячок, обучавший детей, и школа перестала существовать. Последующие два года  Г.Федоров учился  в Яндашевской церковно- приходской школе. Больше всего он увлекался арифметикой, в этой области  ему равных не было. Успехи в арифметике, безусловно, могли содействовать развитию безупречной памяти будущего певца, которая в дальнейшем достигла редкой феноменальности. В тринадцать лет, ввиду болезни отца, Гавриле пришлось оставить учебу. Ещё не окрепший физически, подросток стал ”править” хозяйством, добывать для семьи кусок хлеба.
Юношей Гаврил плёл корзины,  плотничал, был грузчиком на Волге. Работал подсобным рабочим на лесопильном заводе купца Ефремова. Вместе с односельчанами ему в течение нескольких лет пришлось работать бурлаком на Волге.
  Гаврил Федорович с супругой Натальей Терентьевной вырастили трёх дочерей: Марию, Марфу, Александру. Старшая дочь Мария в 1941 году зимой с обозом на дровнях поехала в город сдавать государству зерно. Полозья саней развалились, она отстала от обоза и всю ночь до рассвета в 40 градусный мороз охраняла колхозное добро. Мария заболела и вскоре умерла. Вторая дочь Марфа вышла замуж за Гурия из деревни Большие Князь-Теняково. Марфа Гавриловна с супругом Гурием Павловичем воспитали семь детей (Приложение 8). Младшая дочь Г.Федорова Александра  осталась в родном доме ухаживать за незрячим отцом, так как  у неё не было собственных детей.  Г.Ф.Федоров умер 26 января 1962 году в связи с болезнью. Мой предок похоронен в деревне  Липовка Чебоксарского района на старом кладбище. Мои родители часто навещают его могилу.

3. Неизвестные факты из жизни Г.Ф.Федорова.

  Егорова Людмила  Гурьевна и её братья и сёстры являются внуками знаменитого прапрадеда. Я расспрашивала у них о том, что они помнят о своём дедушке. Из их рассказов я узнала, что Гаврил Фёдорович был добрым, мудрым, общительным человеком. К нему очень часто приходили односельчане послушать его песни. Но чаще приходили за советом. Не только взрослые, но и дети были его частыми гостями, так как он очень любил детей. (Приложение 9). В 20-е годы комбеды собирали с населения для города продукты. Иногда крестьянские семьи оставались без куска хлеба. Как воспринял эти события простой житель деревни, Федоров Гаврил Федорович? Он сильно расстроился, так сильно, что потерял зрение. 
  Гаврил Федорович любил пить горячий чай. Со слов его внучки Раисы Гурьевны  узнала, что был такой случай, за который ей было стыдно, потому что она принесла ему некипячёный чай. А дедушка это почувствовал и сделал замечание.
  Гаврил Фёдоров любил чистоту и порядок. Как говорит один из внуков, по воспоминаниям моей покойной бабушки, он просил натирать полы белым песком и только после этого мыть. А за белым песком приходилось идти далеко в овраг. Он любил природу, внукам объяснял, что под каждую яблоню нужно наливать по 12 вёдер воды. Прабабушка (Марфа Гавриловна) часто говорила, что мой отец своим обликом напоминает Г. Фёдорова (её отца). Мы с моими родителями просмотрели фотоальбомы и газетные вырезки, собранные моей бабушкой, и обратили внимание на то, что у Ф.Г.Федорова борода совсем седая, а волосы-черные. Мой отец Гаврилов Александр Николаевич вспомнил: по словам родственников, мой прапрадедушка красил волосы дегтем.  В ходе нашей исследовательской работы мы узнали, что мой дед не сидел без дела. Он, не имея зрения, всю свою жизнь плел корзины. Эти воспоминания нам очень дороги.
  В ходе  исследования  уточнила  некоторые детали из его жизни. В научно – практической работе, выполненной одной из учениц этой школы, сказано, что он ослеп  в 45 лет. Эти данные записаны со слов Раисы, внучки Г.Ф.Федорова. Тогда получается, что он  ослеп в 1923 году(1878+45 =1923).Но к этому моменту  Гражданская война закончилась. А мой отец говорит, что он ослеп в годы коллективизации  из-за раскулачивания в 40 лет. Если Г.Федоров родился в 1878 году, то эта дата не совсем подходит(1878+40=1918).По годам эта дата более точна, но по историческим событиям  не подходит, так как коллективизация в нашей стране проходила в 30-е годы. Значит, внук, Гаврилов А.Н. прав, что он ослеп в 40 лет. Певец ослеп не в годы коллективизации из-за раскулачивания, а в  годы Гражданской войны.  Также обнаружила, что в музее допущена маленькая  неточность при составлении родословного древа (Приложение10). Количество детей дочери Марфы,  верно, их действительно было семь. Но родились они не в том порядке как указано в музее.
  Попыталась узнать хоть какие-то  моменты из жизни  певца у жителей деревни Томакасы. Никто даже из пожилых людей не смог ничего добавить (прошло много времени).
   Хотелось  предположить, как бы сложилась судьба Гаврила, если бы он жил в другой семье, в другое время и был бы зрячим?  В книге «Поёт чувашский народ» составитель книги привёл цитату из В.Мошкова, известного русского исследователя,  где он говорит, что «из всех народов Поволжья, напевы которых я собирал, чуваши, как мне кажется, самый музыкальный, они наиболее любящий музыку народ. Из чуваш мне не доводилось встретить ни одного человека, который не пел бы родных песен. Но, распевая свои песни, они прежде всего хлопотали о том, чтобы их не услыхал кто-нибудь из начальства. Даже и в безопасном для этого месте они ежеминутно озирались, не подслушивают ли их, и старались петь как можно тише. В лучшем случае для пения они выбирали уединенные, укромные места; какой-нибудь отдаленный овраг или сарай, конюшню и т.п.» [5]
Вот что пишет дальше автор книги «Поет чувашский народ». «Чувашский народный певец Гаврил Федоров (1878-1962 гг.), знавший еще в то время на память свыше 800 народных песен, обладавший в молодости хорошим голосом, в условиях царского режима был совершенно лишен возможности, где бы то ни было применять свой талант. Больше того, начальником пятого корпуса жандармерии Казанского уезда народный певец Гаврил Федоров был объявлен «еретиком».  Так рапорт полицейского за №148-12 от 1911 года, сообщавшего о том, что «в 25 верстах от Чебоксар в селении Томак-кассы некий валяльщик сапог и плетельщик тарантасных корзин Гаврил Федоров занимается  распеванием множества вольнодумных песен…», был скреплен следующей резолюцией: «оному еретику не позволять распевать песни. Пусть занимается у себя дома плетением корзин» [6]
   Таким образом,  предположения оказались правильными. Г.Федоров должен был  плести корзины. Но  Федоров.Г.Ф. рожден был для большего. Он продолжал петь. К началу Первой мировой войны он собрал более 200  песен. Но до революции ,ни одна его песня не была напечатана. Только в советское время народные песни, собранные Федоровым Г.Ф, увидели свет.
 
3. Творчество предка

  Отец Гаврила Федор  Софонович и мать Ирина Михайловна занимались землепашеством и, по словам самого Гаврила, «пели обыкновенно, как и другие». Мальчик внимательно слушал пение матери, которая за работой часто напевала. Её песни  ему очень нравились.  Они в   репертуаре  певца являлись самыми древними. Младший брат отца играл на пузыре и гуслях. Из родственников  Г. Федорова,  наиболее одаренным  был Осип Михайлов, брат матери, крестьянин из деревни  Банново.  «Он действительно был мастер петь песни»,[7]- говорил Федоров.
  Гаврилу с детства пришлось  много трудиться. Он сам начал добывать для семьи кусок хлеба, побывал в разных краях.  Бурлачил и на Волге. Чтобы облегчить тяжкий изнурительный труд, Г. Федоров напевал товарищам свои песни.
  Прошел многие дороги, но зато каждый раз возвращался в родную деревню с новыми песнями.  С годами песенный репертуар  моего прапрадедушки расширялся, а к началу Первой мировой войны он достиг до 200 названий. Однако до Октябрьской революции ни одна из его песен не была записана. О том, как стало известно, что Г. Федоров знает несколько сот песен, сам он объяснял так: «Однажды я вздумал привести в порядок свои песни. Наряду с новыми песнями начал припоминать более старые, слышанные в детстве. Ни одну из припомнившихся песен не выпускал из памяти…”[8]Посчитав свои песни, он сказал  об этом сельскому учителю П. Скачкову.  А  учитель в свою очередь сообщил об этом в музыкально-этнографическую секцию общества изучения местного края.
  Зимой 1929 г. Федоров Г.Ф. был приглашен в Чебоксары для записи его песен. Чувашские композиторы Ф.П. Павлов, С.М. Максимов, В.П. Воробьев и Т.П. Парамонов записали от певца первые 235 песен. В дальнейшем в эту работу включились В.М. Кривоносов и, приезжавший в Чебоксары студент Ленинградской консерватории, композитор В. Томилин. 
  Таким образом, к 1932 г.  было записано около 300 песен, напетых Федоровым Г.Ф.
«Запись моих песен и большой интерес к ним со стороны специалистов музыки, чрезвычайно взволновали меня, и это вдохновило на дальнейшие поиски новых мелодий”, - рассказывал Гаврил Ф,– «С этого времени я был поглощен одной мыслью: вспомнить, найти по возможности все песни, которые когда-либо приходилось слышать где-нибудь и когда-нибудь и от кого-нибудь.»[9]В 1949 – 1950 годы С.М. Максимов вновь записал от Федорова ещё 470 мелодий, и число песен, напетых самобытным певцом, превысило 750.
  В молодости Гаврил Ф. пробовал играть на гармонике, но, по его словам, в этой области  «успеха не имел». Гораздо лучше он владел скрипкой. Увлечение скрипкой сказалось и в том, что певец этот инструмент смастерил сам.
  Гаврил Федоров  пел мягким  выразительным тенором. Он имел абсолютный слух. Передавая мелодии своих песен, он точно попадал  в ту самую тональность, в которой записана  данная песня. Гаврил Федоров обладал хорошим художественным чутьем. «Нередко, спев какую- либо песню, он выражал искреннее восхищение красотой той или иной мелодии. Он весь преображался в эти минуты…» [10]Прапрадед собирал  народные песни. Иногда он сознательно изменял мелодию в сторону усиления выразительности средств, и песня, приобретая новые черты, начинала звучать совершенно по- иному. В таких случаях Г. Федоров говорил: «Я по-своему исправил эту мелодию»[11].Определенная часть  песен из репертуара певца сочинена самим певцом. Одной из мелодий, созданных им, является песня «Отцовский сад». Эта мелодия была использована в 1936 году в фильме «Тринадцать» режиссером  М.Ромма [12].
  Таким образом, Федоров Г.Ф.  являлся и певцом, и автором, и самобытным собирателем песен родного народа, и создателем гуслей.
  Несколько десятков песен из репертуара Г.Федорова обработаны для хора и голоса с сопровождением местными и московскими композиторами. Лучшие мелодии и песни Г.Федорова использовали в чувашской симфонической и оперной музыке, также в увертюре на чувашские темы и музыкальной комедии «Радость» В.Кривоносова, в операх «Звездный путь» А.Орлов-Шузьм и «Нарспи» И.Пустыльника, в оркестровых сочинениях Г.Воробьева, В.Иванишина, Ф.Васильева, Т.Фандеева и других произведениях. Федоров был персональным пенсионером, певцом, пользовавшимся в Чувашии всеобщим вниманием и любовью. В 1957 году за заслуги в деле развития чувашской музыкальной культуры он был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Чувашской АССР, а в 1958 году – Почётной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР (Приложение 12) .
  Песни Гаврила Федорова стали известны и за рубежом, поскольку его сборник распространился по всему миру. Об этом сообщает в своей статье «Самородок с феноменальной памятью» Ю. Илюхин. Автор написал, что венгерский композитор и музыкальный ученый Золтан  Кодай в 30-е годы опубликовал работу  о мелодической структуре чувашских песен. В 40-е годы он издал сборник «Пентатоническая музыка», в котором помещены и чувашские песни. В четвертую тетрадь включены 140 песен в основном из репертуара Г.Федорова, как материал для применения в музыкально-педагогической работе.
   В 1979 году в Будапеште вышел сборник «Чувашские народные песни» на 579 страницах, включающий 350 песен с нотами  и текстами, подготовленный Венгерской Академией. В  этот сборник поместили песни Г.Федорова.     
  Таким образом,  певца и собирателя народных песен знали не только в нашей стране, но и за границей. 


Заключение
  В память о Федорове Г.Ф. в школе деревни Толиково открыт маленький музей.  Фёдорову Г.Ф. также соорудили памятник в живописной аллее деревни Томакасы      (Приложение13) В юбилейные годы на родине певца проводят фестивали чувашских народных песен, где собираются фольклорные коллективы Чебоксарского района и исполняют его песни (Приложение 14). В память о Фёдорове Г.Ф. от дома народного творчества Чувашии его семье подарили две книги:  «Поёт чувашский народ» (Составитель сборника В. Ржанов. Чувашское книжное издательство 1962 г.), «Чувашские народные песни. 620 песен и мелодий, записанных  от Гаврила Фёдорова» (Чувашское книжное издательство 1969г). Народные песни и мелодии, записанные в этих книгах,  являются достоянием чувашского народа.
   Творчество Фёдорова Г.Ф. живет. Многие его песни и мелодии звучат в чувашской симфонической и оперной музыке: комедии «Радость» В.Кривоносова, в операх «Звездный путь» А. Орлов-Шузьм и «Нарспи» И. Пустыльника и других произведениях.  Фольклорные ансамбли  Чебоксарского района и другие народные коллективы Чувашии включают в свой репертуар его песни, например: коллектив “Çĕньял”, руководимый З.К. Яковлевой, детский коллектив “Илемпи” руководитель М.В.Николаева и другие. Внучка Гаврила Федорова Валентина Гурьевна выступает в фольклорном коллективе в деревне Кодеркассы. Этот  ансамбль также исполняет его песни. Ни одна встреча родственников Гаврила Федорова не проходит без исполнения его песен. 
    У  родственников есть такое пожелание, чтобы одну из улиц деревни Толиково, переименовать  в честь Федорова Г.Ф. 
    Цель работы достигнута: мы изучили  и исследовали творческую деятельность Федорова Гаврила Федоровича. Собрали  и систематизировали информацию о творческой деятельности  моего прапрадеда. Выявили неизвестные  факты из его биографии и о личном вкладе Федорова Г.Ф. в развитие народной песни. Таким образом, Ф.Г.Федорович является носителем и продолжателем чувашской народной песни, уникальным человеком и певцом с феноменальной памятью.
  Гипотеза о влиянии государства  в царское время на существование народной песни также доказана. Песни Ф.Г.Федоровича   увидели свет   только в советское время. Они стали известны не только в нашей стране, но и за  пределами нашей страны.


Список литературы
1. Советская Чувашия от 28 марта 1998.
2. Энциклопедия Чебоксарского района Том I, Чебоксары - 2014.
3. Там же.  
4. Ржанов А. В. Поет чувашский народ.Чебоксары.1962.стр.6.
5. Там же.
6. Илюхин Ю.А. Чувашские народные песни. Чебоксары. 1969. стр. 11.
7. Илюхин Ю.А. Чувашские народные песни. Чебоксары. 1969 г. стр.11-12.
8. Там же.
9. Там же.
10. Там же, стр.14.
11. Там же.        
12. Там же.
13. http://enc.cap.ru/?lnk=3220&t=prsn
14. http://gov.cap.ru/home/93/0/Biblioteka/pages/kalendar2013/kyl_fedorov.html
15. http://www.chuvash.org/lib/author/1007.html
16. http://www.chuvash.org/lib/author/1007.html
 

Федоров Г.Ф.

Приложение 2.
Научно- практическая работа, написанная ученицей Толиковской школы.
Приложение 3
Книги на память от дома народного творчества:
- Поёт чувашский народ (1962г.)
- Чувашские народные песни. 620 песен и  мелодий, записанных  
от  Гаврила Фёдорова (1969 г.)
Приложение 4
Гусли и рубашка Ф. Г. Федорова. Правнучка Егорова Екатерина.
Приложение 5, 6 
Павлов. Г. А.- внук. 
Егоров А. Н.- внук.

Приложение 7 
Дом, где родился и вырос Гаврил Федоров.
Приложение 8
Приложение 9.
Родословная Г.Ф.Федорова
    
Приложение 10 
Г.Ф. Федоров и народный певец И.В. Васильев. 
Г.Ф. Федоров и С.М. Максимов.

Приложение 11
Приложение 12
Родственники Федорова Г. Ф.
Памятник Ф. Г. Федоровичу.

Приложение 13
Фестивали чувашских народных песен в д. Толиково.