Home 13 Методическая копилка Начальная школа. Булатова Л.А. «Как вести себя в гостях у природы»
Начальная школа. Булатова Л.А. «Как вести себя в гостях у природы» PDF Печать E-mail
Учителя - Методическая копилка
Автор: admin   
07.11.2012 20:15
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 47» г.Чебоксары

Конспект урока литературного чтения в 1 классе
по теме:
«Пятый урок вежливости «Как вести себя в гостях у природы»
Е. Чарушин «Томкины сны»

Булатова
Людмила Александровна,
учитель начальных классов,
первая квалификационная 
категория

2012г.

План конспект урока

Тема: Пятый урок вежливости «Как вести себя в гостях у природы»
Е. Чарушин «Томкины сны»
Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных умений.
Задача: научить учащихся работать с текстом, опираясь на приобретённые знания и умения
Цели:
1. Повторить правила правильного обращения с природой. Познакомить с произведением Е. Чарушина «Томкины сны». Формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оценку). Продолжить работу над совершенствованием навыков чтения.
2. Развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, умение анализировать и обобщать.
3. Воспитывать интерес к чтению, любознательность, дисциплинированность, лю-бовь к природе.
Оборудование: мультимедийное сопровождение, учебник «Капельки солнца», тесты.

План
I. Актуализация познавательной деятельности.
Создание проблемной ситуации
а) – Посмотрите, по периметру класса развешаны слова. Прочитайте их: Человек, Растения, Птицы, Звери.
– Как одним словом можно их назвать?
– Это слово зашифровано на экране. Составьте это слово. (да, при, ро)
– Что у вас получилось? (природа)
б) – Прочитайте это слово, изменяя интонацию (Природа. Природа? Природа!)
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
II. Целеполагание и определение темы урока.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с пятым уроком вежливости.
Как вы думаете, о чём он будет? (Предположения детей)
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины за-труднения. Для этого учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
– Откройте учебники на стр.134.
– Прочитайте как он называется (Как вести себя в гостях у природы)
– Чьи версии совпали?
– Посмотрите, что нам говорит Петя Зайцев? Какие вопросы задаёт?
– Кто ведёт себя правильно? Докажите.
– А кто нарушает правила лесной вежливости? Почему?
– Мы ребята – гости в этом большом доме, который называется природа. А в гостях принято вести себя вежливо.
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект буду-щих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

Физкультминутка «Друзья»

– У многих из нас дома живут животные. Они являются частью природы. Поднимите руки, у кого дома живут кошки? А у кого – собаки? Мы заботимся о них, можем много о них рассказать, потому что наблюдаем за ними.

III. Работа с текстом.
– Вот о таком наблюдении мы будем сегодня читать в рассказе Е. Чарушина «Томкины сны».
1) Е.И. Чарушин – автор этого рассказа. А начинал он свою трудовую деятельность как художник – анималист.
– Кто такой художник? (Человек, пишущий картины)
– А кто такой художник-анималист? Посмотрите на картинки. (Художник, который рисует животных)
– Е.И. Чарушин с детства любил животных, помогал им, лечил их, наблюдал за ними.
– А потом стал писать рассказы о животных и к ним рисовал рисунки.
2) Давайте познакомимся с рассказом «Томкины сны»
а) Читает учитель
– Кто такой Томка? (Щенок)
–Почему авторы учебника поставили этот рассказ в раздел о природе? (Потому что рассказ о щенке, который является часть природы)
– Почему Чарушин нарисовал такой необычный рисунок (это сны Томки, фантазии Никиты)
б) 1 часть (чтение вслух отрывками)
– Какие слова подтверждают, что Томка щенок? (повизгивает, лапки)
– А почему человек не может увидеть такие сны, какие видит щенок?
– Кто же герои рассказа? (Папа, Никита, Томка)
– К кому Никита обращается с вопросами? (К папе)
– Прочитайте ещё раз 1 часть и отметьте на полях буквами слова папы и Никиты.
в) 2часть (Чтение вслух)
– Как мог Никита догадаться, что снится Томке? (Он фантазирует, он хорошо знает повадки Томки)
– Найдите и прочитайте Томкин сон про зайчонка.
– А почему он видит зайчонка, а не зайца (Залаял тоненьким голоском)
– Найдите и прочитайте сон про козу.
– Почему Томка убегает от козы? (Потому что коза бодается)
– Кого Томка увидел в 3 сне? (Тигра)
– Почему Никита решил разбудить Томку? (Потому что тигр страшный, а Томка маленький, ему с ним не справиться)
– Прочитайте ещё раз 2 часть и отметьте слова Никиты и папы.
г) Чтение по ролям рассказа
– Почему Томке снятся такие сны? (Он уже побывал на охоте)
– Действительно ли Никита может читать Томкины сны? (Нет, просто он хорошо знает повадки своей собачки)
– Что можно сказать о характере папы и Никиты? Какие они? (Они любят живот-ных, природу, бережно к ней относятся. Они добрые и наблюдательные)
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

IV. Рефлексия
а)Почему же авторы поставили этот рассказ в раздел о природе? (Потому что Томка – маленькая частичка природы)
Чьи версии подтвердились?
Как же надо вести себя в гостях у природы? (Её надо беречь, бережно к ней отно-ситься)
б) А теперь я проверю, как вы запомнили сегодняшний материал?
– У каждого на парте лежит тест. Ответьте на вопросы, правильный ответ обведите кружком. Выполняйте.
1. Художник-анималист – это:

а) художник, пишущий пейзажи;
б) художник, пишущий портреты;
в) художник, рисующий животных.
2. Томка – это:

а) кошка;
б) собачка;
в) девочка.
3. Какой сон лишний:

а) про зайчонка;
б) про козу;
в) про косточку;
г) про тигра.

– Понравился вам рассказ?
– Что показалось вам необычным в этом рассказе? (Томкины сны и как Никита их объясняет)

в) Оцените свою работу.

г) Если вас заинтересовали рассказы Е.И. Чарушина, вы можете взять их в школьной библиотеке и почитать.
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организу-ется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Пояснительная записка к конспекту урока.

Работа представлена по направлению НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. Данный урок проводится в первом классе в четвёртой четверти, в конце апреля. 
Тема урока: «Пятый урок вежливости «Как вести себя в гостях у природы» Е. Чарушин «Томкины сны»
В классе 28 учеников. Дети из семей разных социальных слоёв. В классе доброжелательная атмосфера, стабильный эмоциональный фон, каждый может высказать своё мнение одноклассникам и учителю. Высокий уровень развития имеют 38% учеников, средний – 38%, низкий уровень у 24% учеников.
Программа: Образовательная система «Школа 2100», 
Руководитель – доктор пед. Наук, проф., чл.-корр. АПСН Р.Н.Бунеев.
Учебник «Литературное чтение» автор Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева.
Количество часов в год – 28, в неделю – 3 часа.
Данный урок – 17, третий урок в 3 разделе «Ребятам о зверятах».
Это урок формирования первоначальных предметных умений, дидактической целью которого является научить учащихся работать с текстом, опираясь на приобретённые знания и умения.
Структура данного типа урока:
1. Актуализация знаний учащихся
2. Целеполагание и мотивация.
3. Работа с текстом
- Применение знаний (упражнения):
- в знакомой ситуации (типовые);
- в измененной ситуации (конструктивные);
- в новой ситуации (проблемные).
4. Рефлексия 
- подведение итогов урока
- тест-контроль.
На уроке реализуются развивающие, образовательные и воспитательные цели. 
Содержание материала урока, методы и средства обучения соответствуют интерпретирующему уровню активности познавательной деятельности учащихся. 
Отличительной чертой данного урока являются задания развивающего характера. На каждом этапе урока учащимся предлагаются задания на сравнение, анализ и синтез.
На уроке осуществляется деятельностный подход, формируются способы умственной деятельности.
Используются различные формы организации познавательной деятельности учащихся (фронтальная, групповая, коллективная).
Этапы урока выдержаны во времени, каждая минута эффективно загружена. 
Домашнее задание предлагается на выбор. 
Подводятся итоги урока. Всем учащимся предлагается оценить свою работу, используя смайлики.

Обновлено 24.11.2015 12:56