Home 13 Методическая копилка Начальная школа. Харитонова Н.Г. "Обучение грамоте в 1 классе"
Начальная школа. Харитонова Н.Г. "Обучение грамоте в 1 классе" PDF Печать E-mail
Учителя - Методическая копилка
Автор: admin   
07.11.2012 20:23
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №47» г.Чебоксары

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе
по теме:
«Согласные звуки [х], [х’]. Согласная буква х. Слова-междометия»

Харитонова 
Надежда Гурьевна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная 
категория

2012г.

Конспект урока

Урок введения новых знаний.
Урок обучения грамоте

Тема: Согласные звуки [х], [х’]. Согласная буква х. Слова-междометия.
Цели: 
- знать согласные звуки [х], [х’];
- иметь представления о междометиях;
- учиться отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать друг с другом.
Оборудование: мультимедийное сопровождение, учебник «Букварь», тетрадь для печатания, раздаточный материал.


Структура урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Целеполагание и определение темы урока.
5. Решение проблемной ситуации.
- Ведения нового знания.
- Характеристика звука. Схема-человечек. Букварь стр. 124. 
- Выборочное чтение слов из столбиков. 
      6.   Первичное закрепление с комментированием во внешней речи 
- Знакомство с междометиями.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
8. Ф/М  
9. Включение в систему знаний и повторение 
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). 


Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.( выработка внутренней психологической  готовности включения в учебную деятельность)
- Доброе утро!
- Какой сейчас будет урок? (Букварь)
- Проверяем готовность. Всё ли необходимое есть на парте. (Букварь, дневник, тетрадь для печатания, цветные карандаши).
- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный? (хорошее, бодрое …)
- Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок.
2. Актуализация и пробное учебное действие. (фиксация учащимися затруднений) Слайд 1
- А какое настроение может быть у героев на каждой картинки?
- Расскажите, какие чувства они переживают?
- Как одним словом выразить радость мальчика …, 
а боль дедушки…, восхищение детей…, огорчение папы….
( предполагается, что дети затруднятся в ответах)
3. Выявление места и причины затруднения. (выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения)
      - У вас получилось? (нет)
- Почему не получилось? 
- Чего мы ещё не знаем? (мы не знаем этих слов)
4. Целеполагание и определение темы урока.( учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока)
- Какой возникает вопрос? (А какие слова выражают чувства?)
- Какова будет тема урока?
(Слова, которые выражают разные чувства.)
5. Решение проблемной ситуации. Ведения нового знания. (ПОДГОТОВКА И ВЫПОЛНЕНИЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ  РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ)
- Чтобы узнать эти слова нам сначала нужно познакомиться с одной новой буквой.  
- Готовы!
-  Загадаю вам загадку:
    Становитесь на зарядку, 
    Раз – листочек поднимаем,
    Два – листочек загибаем,
    Три – ещё разок свернули.
    На четыре – развернули.
    Буква спрятана внутри,
    Кто догадлив? 
    Назови! (буква ха)
- На что похожа буква ха? слайд 2
Ха – на ножницы похожа, на ходули, на подпорки для бревна и тд.
      Характеристика звука. Схема-человечек. Букварь стр. 124. (3 мин) Слад 3
- Какой звук обозначает буква х?
Х – обозначает согласны звук. 
- Какой согласный, звонкий или глухой? Почему?
Глухой (рисуем чёрную шляпу,  раскрашиваем ботинки у человечка)
     - В букваре найдите и прочитайте громко слоги с твёрдым согласным [х],
а с мягким согласным [х’] – тихо. Слайд 4
     Выборочное чтение слов из столбиков. Слайд 5
- Найдите и прочитайте слова в котором мягкий согласный [х’]. (химия, стихи)
- Обозначьте соответствующей точкой.  (зелёного цвета)
- А в остальных слова какой звук? (твёрдый согласный [х]).
- Обозначьте соответствующей точкой.  (синего цвета)
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи 
Знакомство с междометиями. 
       - Напомните мне тему нашего урока?
       (Слова, которые выражают разные чувства)
- Рассмотрите картинки на кубиках. 
- Расскажите, какие чувства переживает мальчик на 1-й картинке? (Восхищение, восторг)
- Прочитайте предложения под кубиком именно с таким чувством.
- Выделите слово, которое ярче произносится чем остальные. (ах)
 - А какие чувства переживает второй мальчик? (Недовольство. усталость)
- Прочитайте предложения под кубиком. Передавая усталость.
- Какое слово здесь ярче произносится чем остальные. (ох)
- Расскажите, какое чувства переживает мальчик на 3-й картинке? (Холод)
- Прочитайте предложения под кубиком именно с таким чувством.
- А здесь есть слово, которое ярче произносится чем остальные? (ух)
Сделайте вывод:
Ах, ох, ух – это особые маленькие слова, которые выражают разные чувства
- В русском языке такие слова называются междометия.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой. (Возвращаемся к 1-му слайду) (учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют его самопроверку ) Слайд 6
- Теперь,  как одним словом выразить радость мальчика АХ, 
а боль дедушки ОХ, , огорчение папы ЭХ, восхищение детей УРА ( варианты могут быть разные)
8. Ф/М  
9. Включение в систему знаний и повторение . (учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала,)Слайды 7-8
Парная работа. На партах комплект слов выражающих разные чувства.
- Прочитайте предложения.
- Прочитайте междометия.
- Соотнесите междометия с предложениями по смыслу.  
- Посоветуйтесь друг с другом и выполните задание.
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). (самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке, соотносятся цель и результаты учебной деятельности.)
- С какой буквой сегодня познакомились? (х)
- Буква какого звука? (глухого согласного)
- Что нового узнали на уроке? (слова-междометия)
- Удалось ли вам сохранить хорошее настроение?
- Оцените свою работу в дневниках.

Пояснительная записка к конспекту урока.

Работа представлена по направлению НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. Урок проводится в первом классе в третьей четверти, в середине  января. 
Тема урока «Согласные звуки [х], [х’]. Согласная буква х. Слова-междометия» 
В классе 27 учеников. Дети из семей разных социальных слоёв и разным уровнем развития. Высокий уровень развития имеют 11% учеников, средний – 56%, низкий уровень у 33% учеников.
В классе доброжелательная атмосфера, стабильный эмоциональный фон, каждый может высказать своё мнение одноклассникам и учителю. 
Программа: Образовательная система «Школа 2100», 
Руководитель – доктор пед. наук, проф., чл.-корр. АПСН Р.Н.Бунеев.
Учебник «Букварь» автор Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.
Количество часов в год – 110, в неделю – 3 часа.
Данный урок 92, во втором разделе «Учим буквы» - 74. 
Это урок введения новых знаний, дидактической целью которого является создание условий для применения знаний и умений в знакомой и в новой  учебных ситуациях.
На уроке реализуются развивающие, образовательные и воспитательные цели. 
Отличительной чертой данного урока являются задания развивающего  характера. 
На уроке осуществляется деятельностный подход, формируются способы умственной деятельности.
Используются различные формы организации познавательной деятельности учащихся (фронтальная, групповая).
Задания для самостоятельной работы подобраны с нарастающей степенью сложности, требующие активности познавательной деятельности учащихся.
Этапы урока выдержаны во времени, каждая минута эффективно загружена.  
Подводятся итоги урока. Всем учащимся предлагается оценить свою работу, используя смайлики.

ПРИЛОЖЕНИЕ 
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
Базовый уровень подхода:  урок  открытия нового знания  (ОНЗ). 
Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Так, структура уроков введения нового знания имеет следующий вид: 
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 
1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). 
2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»). 
2. Актуализация и пробное учебное действие. 
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация  затруднения. 
3. Выявление места и причины затруднения. 
2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи. 
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. 
На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить. 
5. Реализация построенного проекта. 
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. 
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. 
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. 
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. 
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. 
8. Включение в систему знаний и повторение. 
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. 
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм. 
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). 
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия  и намечаются дальнейшие цели деятельности. 
Приведенная структура урока, сохраняя общие закономерности включения в учебную деятельность,  может видоизменятся в зависимости от возрастного этапа обучения и типа урока.

Структура урока  ОНЗ и распределение времени на уроке ОНЗ
(Продолжительность этапов урока «открытия» нового знания в минутах)
 
Алгоритм конструирования урока «открытия»  нового знания
Выделить и сформулировать новое знание.
Смоделировать способ открытия нового знания.
Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.
Определить необходимые ЗУН ы и способы их повторения.
Подобрать упражнения для этапа актуализации ( согласно необходимых ЗУН и мыслительных операций).
Смоделировать затруднение и способ его фиксации.
Смоделировать диалог или проблемную ситуацию.
Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.
Определить приёмы организации первичного закрепления.
Подобрать задания на этап повторения по уровням:
А) …. Новое знание + 1 знание
Б) … новое знание + … знание
11. Провести анализ урока по конспекту.
12. Внести коррективы в план – конспект.

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться. 
Материал для организации групповой (парной) работы
 
       Всё  получилось!   
       Всё получилось, но остались вопросы?   
         Ничего не получилось!? 

Обновлено 24.11.2015 12:56