Home 13 Методическая копилка Начальная школа. Иванова А.А. «Школа 2100»
Начальная школа. Иванова А.А. «Школа 2100» PDF Печать E-mail
Учителя - Методическая копилка
Автор: admin   
08.11.2012 20:40
                      Иванова А.А., учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 47»
             Развитие творческих способностей школьников на уроках литературного чтения в образовательной системе «Школа 2100»

                                                Введение
                                                             Ребёнок, испытавший радость творчества даже в  
                                                           самой минимальной степени, становится другим, 
                                                           чем ребёнок, подражающий актам других.
                                                                              Б. Астафьев             
      В одном городе жил мудрец. Он был очень мудр, и люди уважали и ценили его. Но в том же городе жил человек, который позарился на место, положение и престиж мудреца и захотел занять его место. Он решил перемудрить мудреца, и этим самым доказать всему городу, кто есть самый мудрейший гражданин в городе, и тем самым занять место мудреца. Долго думал завистник, как доказать свою мудрость горожанам. И, наконец, придумал.
     Он пошел в сад, поймал бабочку, положил ее между раскрытыми ладонями и отправился во дворец к мудрецу. Горожанин знал, что когда предстанет он пред светлыми очами мудреца, то протянет к нему свои ладони с бабочкой между ними и спросит мудреца: «О, мудрейший из мудрых, — скажет он, — если ты действительно такой мудрый, как о тебе говорят в народе, скажи мне, что у меня в руках: живое или мертвое?»Если мудрец скажет: «Мертвое!», он раскроет ладони и бабочка вылетит оттуда. И все увидят, что в руках у горожа¬нина было живое. Если мудрец скажет: "Живое!», он сожмет бабочку между ладонями и бабочка умрет.
     И он шел, уже предвкушая свою победу. Когда горожанин вошел во дворец и сделал так, как он и собирался сделать, ответ мудреца удивил горожанина и показал народу, кто является самым мудрым в этом городе. 
    Мудрец посмотрел на горожанина, посмотрел на его ладони и, подумав всего лишь минуту, ответил: "Все в твоих руках!». «Все в твоих руках!» — это ответ воистину мудрого человека.
     
Действительно, слова мудреца – это философия нашей жизни и нашей профессии. От нас зависит, каким ученик станет – безынициативным, пассивным, несамостоятельным или же наоборот – активным, умеющим самостоятельно принимать решения, быть образованным.
    Социальные процессы, происходящие в обществе, выдвигают новые требования к развитию личности. Современный ученик должен обладать более широкими взглядами на жизнь, большим спектром вариантов выхода из предлагаемых ситуаций, быть более мобильным, творчески подходить к решению каждодневных задач. У школьника должны быть сформированы определённые личностные свойства, обеспечивающие его успешную социально – психологическую адаптацию в обществе, социальную активность, личностное развитие.
      Выпускник школы должен быть готов к дальнейшему обучению и  вообще к непрерывному образованию через всю жизнь. Школьнику должны быть предоставлены благоприятные условия для формирования у него установок на творческую деятельность и умений творческой деятельности. Причем не так важно, с каким видом творчества школьнику придется столкнуться непосредственно: это может быть техническое, научное, художественное творчество. На любом материале задача остается одной и той же: расковать мысль школьника, научить его стремиться к созданию нового, нестереотипного, делать самостоятельный выбор, принимать самостоятельные решения за себя и за других людей, вообще сформировать у него принципиальную установку на творчество.    Эту задачу и решает образовательная программа «Школа 2100», одним из главенствующих принципов которой является  креативный принцип. Сущность этого принципа трактуется так: в школе необходимо учить творчеству, т.е. “выращивать” у учащихся способность и потребность самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач. Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Определение понятия «творческий потенциал» тесно связано с такими терминами, как: творчество – это создание объективно или субъективно нового; креативность - способность порождать необычные идеи, отклоняться в    мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации; творческие способности - психологические особенности человека, подлежащие развитию, от которых зависит готовность личности к творческой деятельности (беглость мышления, гибкость, оригинальность, любознательность, умение выдвигать гипотезы).

                               Актуальность проблемы.
         Актуальность данной проблемы,  во-первых, заключается в том, что в последние годы остро обозначилась потребность в творческих людях, имеющих нестандартный взгляд на проблемы. Во-вторых, для многих педагогов и родителей очевидно - дети перестают читать, так как появилось множество других источников знаний, возможно, творческие работы помогут развить интерес к литературному чтению. В-третьих, предполагается, что само творчество, как вид деятельности, имеет развивающую функцию, что достаточно актуально в современной системе развивающего обучения.
Наше время – это время перемен. Сегодняшнему обществу нужен тот человек, который может успешно жить и полноценно действовать в изменяющемся мире,   который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять нестандартное решение. Только такой человек может успешно «вжиться» в современное общество.
На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения.
Таким образом, современную ситуацию в теории и практике образования можно охарактеризовать сложившимися противоречиями 
между воспроизведением учебного материала и воспитанием творчества, активным участием ученика в процессе учения
между полученными знаниями и применением их в нестандартной ситуации
Следовательно,  проблему вижу в том, что ученик, приобретя все знания, умения и навыки учебного материала общеобразовательной школы, не может создать новое, сделать самостоятельный выбор, затрудняется в применении полученных знаний в нестандартной ситуации.
 Цель моей деятельности – развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе средствами творческих заданий. 
Суть моей работы -  сформировать школьника, умеющего творчески относиться к действительности, к другим людям, способного решать не только старую, но и ставить новую проблему, уметь проявить свою индивидуальность.
Поэтому, я поставила перед собой задачи:
Создать на уроках и во внеурочной деятельности условия для успешной, активной и сознательной деятельности учащихся, основанной на использовании умения творчески мыслить.
Научить детей тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо, чтобы возбудить их интерес.
Создать положительную мотивацию учения, ситуацию успеха.
Развить способности каждого ученика.
В  настоящее  время  существует  острая   социальная   потребность   в творчестве  и  творческих  индивидах.  Развитие  у  школьников   творческого мышления  одна  из  важнейших  задач   в   сегодняшней   школе.

Создание условий для  саморазвития младших школьников через использование системы творческих заданий по УМК «Школа 2100»

    Научить младшего школьника понимать авторское произведение, видеть и осознавать не только то, что написано, но и как написано, легче при творческой организации урока и ещё легче при вовлечении детей в творческий процесс практической направленности. Этому помогает личностно ориентированное обучение.                                            
     Работа учителя становится не навязчивой, а увлекательной, вызывающей у ребят интерес к поставленной автором в произведении проблеме и поиску её решения. У школьников зарождается потребность попробовать свои силы в творческой деятельности, дети становятся писателями и поэтами.
    Вот некоторые приемы и виды работ, используемые мной для развития творческих способностей на уроках литературного чтения.
самостоятельный перенос знаний и умений в  новую  ситуацию;
видение новых  проблем  в  знакомых,  стандартных  условиях;  
видение  новой функции знакомого объекта;  
видение структуры объекта, подлежащего  изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват  частей,  элементов  объекта  в  их соотношении друг с другом;
умение видеть альтернативу решение,  альтернативу подхода у его поиску; 
умение комбинировать ранее способы решения проблемы  в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при  известности других.
Проявлением творческого мышления общими являются:
беглость (лёгкость) мысли – количество идей, возникающих в единицу времени;
гибкость мысли – способность переключаться с одной идеи на другую;
оригинальность –  способность  производить  идеи,  отличающиеся  от         общепринятых взглядов;
любознательность – чувствительность к проблемам в окружающем мире;
фантастичность –  полная  оторванность  ответа  от  реальности  при         наличии логической связи между стимулом и реакцией;
точность выполнения заданий.
Ведущими принципами моей работы являются:
адаптивность
развитие (создаю каждому ребёнку условия, в которых он максимально реализовал бы свои способности)
психологическая комфортность (создаю в учебном процессе атмосферу, которая стимулирует творческую активность школьника)
креативность (вырабатываю у детей способность и потребность самостоятельно находить решение, не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач)
Учу детей жить по принципам: «ищу – и нахожу», «думаю – и узнаю», «пробую – и делаю».
У каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей есть литературные творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее, эти способности  человека можно развить.
Творческие способности детей я начала развивать с первого класса на уроках обучения грамоте и письма.
Со второго класса я начинаю индивидуализировать творческую работу.
В третьем и четвёртом классе задания усложняю, с учётом программного материала.
Очень интересно строится работа при написании сочинений о природе. При написании сочинений на заданную тему, я рекомендую пользоваться фразами или словами из текстов или стихотворений, авторов которых мы уже прочитали. По ходу чтения произведения, дети отмечают те фразы, которые им понравились. Положительно и то, что дети часто стали пользоваться толковым словарём. У детей возрастает интерес, самостоятельность суждений, увлечённость при чтении.
     Для достижения своих целей и задач я использую проблемно-поисковую деятельность. При изучении темы ставлю перед детьми проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы. Предлагаю вопросы и задания, подводящие их к самостоятельному «открытию» нового.
Полноценное включение ребёнка в деятельность резко отличается от традиционной передачи ему готового знания. Теперь я так организую исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения ключевой проблемы. В результате действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными.
 
 Часто задаю домашние задания «на завтра», «на неделю», «на месяц» (долгосрочные). 
Ввожу домашние задания с привлечением родителей (совместно взросло-детская деятельность)

Вид домашнего задания
1 класс «А что будет дальше?..», нарисовать иллюстрацию, придумать город своей мечты
2 класс «Придумать рецепт», «Сказка сказывается»,  составить вопросы по прочитанному произведению, изготовить «Шляпу Волшебника».
3 класс найти и сделать сообщение,  изготовить ролевой костюм.
4 класс подготовить информацию о реке, городе, своей семье, улице, где живёшь


Уроки разрабатываю в режиме двигательной активности, используя оздоровительные минутки, аутотренинги, физминутки, танцевальные паузы (движения которых придумывают сами дети), дыхательные гимнастики (что предупреждает утомляемость). Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и «этюды для души» - для развития воображения и фантазии.
Творческое воображение погружает ребёнка в нестандартную ситуацию и даёт толчок к дальнейшему творческому мышлению.
         Трудно представить себе урок без пересказа, хотя бы небольшого: школьник пересказывает прочитанное, выученное дома, передает содержание книг внеклассного, свободного чтения. Постоянные пересказы укрепляют память, тренируют механизмы говорения. На уроках использую разнообразие видов пересказа. Пересказ вносит оживление в уроки: известен пересказ, близкий к тексту образца (подробный), выборочный, сжатый - с несколькими степенями сжатия, пересказ с изменением лица рассказчика (образец в первом лице - пересказ в третьем), от лица одного из персонажей (бывает воображаемый рассказ от «лица» неживого предмета), пересказ драматизированный - в лицах, пересказ с творческими дополнениями и изменениями, пересказ по опорным словам, по связи с картинками - иллюстрациями, пересказ-характеристика, пересказ - описание экспозиции (места действия); пересказ - устное рисование картин, иллюстраций и пр.
   Выполнение творческой работы требует от учеников глубокого знания текста художественного произведения: они должны ориентироваться в нём, отбирать материал, относящийся к данной творческой работе, - эпизод для иллюстрирования, сценку для драматизации и т. д.
      Уроки литературного чтения предоставляют учащимся широкое пространство для творчества: различного рода пересказы, собственные сочинения сказок, рассказов, стихов, загадок, преобразования читаемого текста с привлечением воображения, драматизации, литературные игры и т. д. Продуктивным приёмом обучения творческому чтению являются игры- драматизации. Ребёнку предлагается представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, передать их характер и настроение походкой, жестами, голосом. Знакомые сюжеты можно варьировать, дополнять действующих лиц, менять их характеры, ситуации в которые они попадают, придумывать продолжения известных сказок. Разыгрывая сценки, дети знакомятся с правилами речевого этикета, учатся применять знания в новых ситуациях, открывают новые знания об окружающей природе и мире, т. е. содержание «пьесы» зависит от педагогической и учебной цели, которую ставит учитель.
      Сначала используются готовые сценарии, затем дети пишут их самостоятельно под руководством учителя. Разработка характеров и речи героев позволит учителю лучше узнать детей, их интересы, возможности, вникнуть в детские проблемы и помочь найти пути их решения.
     Назовём возможные формы драматизаций:
Пальчиковый театр;
Кукольный театр;
Театр теней;
Костюмированные представления по известным сказкам и рассказам;
Музыкальные инсценировки сказок и рассказов;
Спектакли по собственным сценариям;
Драматизация сказок.
   Данный вид деятельности очень удобен не только для внеклассной работы, но и как форма проведения уроков чтения, литературы.

  Организация творческой деятельности младших школьников для развития творческих способностей
         Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, его собственную индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Прогресс нашего общества зависит от творческих людей.
Эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, готовит их к творческой познавательной деятельности.
Но можно посмотреть на творчество и с другой стороны – как на один из приемов создания положительной мотивации учения, ситуации успеха. Наверное, многим из нас приходилось наблюдать такую ситуацию, когда дети, за которыми прочно укрепилась репутация "троечника" и бесперспективного ученика, вдруг преображались, удивляли и педагогов и детей своими творческими работами, когда они могли "раскрыться", проявить свою индивидуальность. А ведь это именно то, без чего каждый ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность.
У каждого ребенка есть разного рода способности. И далеко не у всех детей есть литературные творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее таланты каждого человека можно развивать.
Четвертый год я работаю по образовательной программе "Школа 2100". Учебный материал, предложенный авторами учебников по чтению и русскому языку, дает богатый материал и широкий простор для развития у детей творческих способностей.
Дошкольник, который приходит в нашу школу, находится уже в освоении одной из форм культурного поведения – он достаточно хорошо владеет устной речью. Но письменная речь открыта ему пока со своей технической стороны. Еще необходимо, чтобы она предстала ему в полном объеме как умение человека, используя средства языка, передать на письме свои мысли и чувства.
Такая работа ведется на уроках обучения грамоте в следующих параллельных линиях:
- смысло-содержательная работа в устной речи – подражание рассказу учителя, придумывание устных текстов, досочинение, рисование сюжетных картин с целью удерживания последовательностей, разворачивающихся в тексте. Здесь очень важно объяснить детям жанровую организацию устной речи;
- параллельно я пыталась формировать идеальные представления о письменной речи как авторском продукте. Это происходило через выразительное чтение учителем текстов, которое соединялось с многочисленными рассказами об авторе, его жизни, доступными опыту ребенка.
В определенный момент у отдельных ребят совпадают техническая оснащенность в письме и инициативное устное сочинительство в единой направленности детского действия. Очень важно этот момент уловить и перевести в увлекательную традицию.
А здесь наступает кризисная ситуация: возможности детей придумать и записать устный текст ограничены неумением построить его по принципу письменной речи. И вот здесь и требуются особые действия учителя, помогающие ребенку сделать письменный текст. Это так называемые переходные формы:
тексты для досочинения;
заготовки сюжетных начал;
составление словесных ассоциаций (что на что похоже);
перестраивание текстов.
Сначала это – коллективная работа, а потом – индивидуальная.
Например, на уроке русского языка в 3 классе по теме "Понятие об окончании" в конце урока дети получили следующий текст с заданием: вставить пропущенные окончания и дописать его.

Сказка про ёлочк _ .
В дремучем лес_  жил_  ёлочк_ . Рядом с ней жил_  хитр_  лис_ , сердит_   медвед_   и зубаст_  волк . Но ёлочк_  никого не боял_сь. Только было ей грустно и одиноко.
И вот однажды…

Развивая воображение, фантазию, практически все дети переходят в сочинительство. Некоторые из них переходные формы действия с письменным текстом необходимы в большей мере, другим – в меньшей.
Но кроме этих "технических" средств детям необходимо привнести в свое маленькое произведение свои чувства, мысли, настроение, переживание, "оживить" свое творение. Только тогда это будет живым творчеством.
Очень хорошее подспорье на уроках чтения – работа по развитию творческого воображения. Самые распространенные задания при работе с текстами – предположи, домысли, нарисуй словами, творчески перескажи – позволяют включить воображение, которое является основой для развития творческого познания.
Отдельно хотелось бы остановиться на стихотворчестве. Лучше всего вкус к слову у детей воспитывается на поэзии. Сразу хочу оговориться – я не ставлю своей задачей научить детей писать стили. Этому научить нельзя. Стихи должны рождаться вдруг.
Эта работа начинается с 1-го класса. Сначала на уроках обучения грамоте, затем продолжается на уроках чтения, на уроках риторики. Начинаем с того, что используем много стихотворного материала: сказки, загадки, шуточные стихи. Потом детям предлагается самим закончить фразу – зарифмовать слоги:
за – за – за – на дворе стоит коза
ра – ра – ра – во дворе идет игра и т.д.
       Все эти пробы проходят очень весело, с шутками и смехом, и с большим желанием. Постепенно желания усложняются и дети переходят к сочинению двустиший. Часто я делаю так: предлагаю 2 строчки стихотворения, а дальше – досочинить самому. Эта работа так понравилась детям, что они буквально завалили меня своими сочинениями. Чтобы это не пропало, мы завели тетради для творческих работ, куда это все и записываем.
Со 2 класса ведется такая работа: например, мы читали стихи Спиридона Дрожжина, и детям они очень понравились. Я им даю рифму одного стихотворения этого автора:

Вот какие строчки родились:

      Мария Плотникова
. . . сверкает Белый лес сверкает
. . . дня С наступлением дня,
. . . устилает Коврами устилает
. . . поля.          Дороги и поля.
. . . замирает Сердце замирает,
. . . лес. Прекрасен зимний лес!
. . . сверкает Снег искрами сверкает,
. . . небес.          Спустившись к нам с небес.


Анастасия Стасенко      Андрей Первов
Белый снег сверкает Падающий снег сверкает
На закате дня, На исходе дня
Густо устилает Тихо устилает
Снежные поля. Белые поля.
Сразу замирает Плавно замирает
Темно-серый лес. Утомленный лес.
Солнца луч сверкает, Лишь луна сверкает
Падая с небес. Молча нам с небес.
На каждом уроке чтения у нас есть творческие пятиминутки, на которых дети зачитывают свои стихи, сказки, сочинения, которые они сами придумали.
Конечно же, художественные достоинства приведенных творений не столь уж велики, видна и подражательность, и скованность в выборе изобразительно-выразительных средств, но нельзя не отметить искренность, увлеченность, стремление выразить свои чувства.
Как положительный фактор я хочу отметить, что при выполнении таких работ дети стали пользоваться толковым словарем, что я рекомендую и поощряю, у них возрос интерес, взыскательность, самостоятельность суждений, увлеченность при чтении настоящей поэзии. И в этом, наверное, наибольшая ценность поэтических занятий моих учеников.
Особо хочется сказать о детском сочинении. Написанию сочинений детей надо учить. Прирожденный талант к сочинительству – у единиц, а задатки – у большинства. Но если задатки не развивать, то сами они не взойдут. И развивать их надо как можно раньше!
Развитию речи – устному и письменному – необходимо уделять повышенное внимание. На специальных уроках русского языка по развитию речи, предусмотренных программой, я развиваю творческие силы, литературные способности младших школьников, расширяю сферу их речевого общения, повышаю культуру письменной речи – самого сложного вида речевой деятельности.
Большое значение придаю выполнению трех условий на этих занятиях:
обеспечение правильной речевой среды;
создание предпосылок для самостоятельных устных и письменных высказываний учащихся;
активизация словаря.
В каждом классе есть ряд занятий, которые предполагают коллективную и самостоятельную индивидуальную творческие работы.
Вот некоторые темы занятий:
Во 2 классе:
Считалки. Сочинение считалок.
Сочинение сказки по опорным словам.
Сочинение загадки
В 3 классе:
Сочинение-описание "Белый лес пушистый…".
Рассказ от имени обитателя леса.
Сочинение-рассуждение.
В 4 классе:
Аннотация к любимой книге.
Сочинение в виде письма к другу (подруге).
Репортаж в газету.
Личный дневник.
Таким образом, в сочинениях находит практический выход работа над стилистикой, культурой речи, изучается построение текстов разных жанров (на что в урочное время времени не хватает).
В своих сочинениях дети делятся своими переживаниями, своими мыслями. Это особая форма самовыражения. Это действительно творческая и интеллектуальная работа для маленького ученика – рассказать о каком-то событии по-своему, передав свое настроение, чувства.
На этих занятиях у меня, как у учителя, еще одна очень важная задача – создание особой атмосферы доверия, доброжелательности, теплоты, атмосферы творчества, в которой дети "купаются" и радостно творят. Я не стараюсь критиковать, поправлять их творения, а только хвалю даже за самую маленькую удачу, верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Поощрение со стороны учителя – это кислород для детской души, оно стимулирует учащихся к дальнейшему улучшению работы.
Очень любят дети сочинять сказки. "Сказка – это радость мышления. Создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению". (В.А.Сухомлинский). Сказка – поистине неувядающий жанр. Особенно активизируется эта работа при прохождении темы "Устное народное творчество". Тематика самая разнообразная. Когда во 2-м классе мы знакомились с видами сказок: волшебные, бытовые, о животных, то детям предлагалось попробовать сочинить сказку любого вида по выбору. Причем, не просто – сочинить, но и оформить в книжку-малышку. Так у нас в классе собралась библиотечка книжек-малышек. Теперь она постоянно будет пополняться творческими работами детей из следующих выпусков.

 Нетрадиционные формы уроков литературного чтения
     В своей работе я использую нетрадиционные формы уроков, которые помогают проявить учащимся свои творческие способности. Это урок-сказка,
урок-утренник, уроки творчества, путешествие по литературной стране, урок КВН, урок-игра, читательские конференции, урок - диалог и т.д.  Использование нестандартных уроков вносят оживление, разнообразие, повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. Ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает. Нестандартные уроки активизируют творческие силы ученика, развивают его способности, о которых он и не подозревал. Например, урок- игра по разделу «Самое великое чудо на свете» 2 кл.
    В конце учебного года можно провести творческий день. Проведение такого дня является одним из путей индивидуализации обучения. Он позволяет решать актуальную педагогическую задачу развития творческих способностей младших школьников, приобщает родителей к проблемам учеников. Главным условием реализации этой задачи выступает направленность на то, чтобы учащиеся применяли полученные знания в новых, нестандартных условиях. Каждая группа готовит определенное задание. Это может быть: чтение собственных стихов, этюдов, очерков, рассказов; выставка рисунков, рисованных диафильмов; технические произведения – поделки, модели;  спектакли, сценки. Активное участие принимают родители учащихся.

Результатом моей деятельности является анализ достижений учеников. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получить, по возможности, реальную и наглядную картину развития ребёнка.
Качество повысилось за счёт системного применения творческих заданий, стимулирования учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий. С применение мной методов обучения (словесного, индуктивного, наглядного, интерактивного, проблемно-поискового) видна положительная динамика качества знаний учащихся. 
Я не стараюсь критиковать, исправлять детские творения, а только хвалю – даже за самую маленькую удачу, верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Поощрение  стимулирует ребёнка к дальнейшему творчеству.
Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, его индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Ведь прогресс нашего общества зависит от творческих людей.

                                                   Заключение
         Наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника может оказать: 
ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений;
реализация кружковых или факультативных занятий по специально разработанной программе;
вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи учащихся, через дидактические и сюжетно – ролевые игры на уроках и во внеурочное время; экскурсии, наблюдения; творческие мастерские; тренинги.
   Развитие детского творчества в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всё понимающего учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем стоят следующие задачи:
Замечать любые творческие проявления учеников;
Создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе.
     «Малышей надо посадить за парту лишь для того,- говорил Ш.А. Амонашвили, - чтобы создать наиболее благоприятные условия для своевременного развития в них творческих задатков, которые именно в этом возрасте начинают пробуждаться и которые имеют важное значение для дальнейшего успешного продвижения в своей познавательной деятельности». 
        Диапазон творческих задач, решаемых на начальной ступени обучения, необычайно широк по сложности – от нахождения неисправности в моторе или решения головоломки, до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит опыт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
           Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть сориентирована на развитие творческих способностей личности.
         Есть великая “ формула” приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “ Сначала открыть истину, известную многим, затем открыть истины, известные некоторым, и наконец открыть истины, никому еще неизвестные”. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.
 
Приложение 1.
Папка «Творческие задания по литературному чтению»
Охарактеризуйте отношение автора (свое отношение) к герою произведения, событиям. Свое мнение обоснуйте.
Дайте развернутую характеристику героя, опишите его внешность (возраст, рост, одежду, прическу и т. п.), качества характера. Назовите положительные и отрицательные качества. Вспомните и перескажите те эпизоды, в которых эти качества проявились наиболее ярко.
Назовите причины поступков героев.
Сравните поступки действующих лиц.
Оцените соответствие заглавия произведения его содержанию. Подберите другие заглавия к произведению.
Определите тему и основную мысль произведения. Сопоставьте название произведения с его темой и основной мыслью.
Прочитайте данный отрывок с определенной интонацией (радости, грусти, обиды, насмешки, благодарности, нежности, восторга, страха, пренебрежения и т. п.).
Разделите произведение на части и составь план.
Перескажите произведение подробно (кратко; эпизод, который соответствует иллюстрации, раскрывает характер героя, описывает место событий и т. п.), внеся некоторые изменения (пересказав от другого лица, изменив время глаголов, дополнив описанием природы, изменив концовку и т. п.).
Изобразите действующих лиц с помощью жестов и мимики.
Составьте сценарий и покажите фрагмент произведения.
Прочитайте отрывок по ролям.
Подберите образные слова (сравнения, эпитеты, метафоры), синонимы для описания главного героя, предметов, природы и т. п.
Подберите рифму к словам (продолжите стихотворение).
Напишите краткую аннотацию к произведению.
Нарисуйте иллюстрации к сказке в такой последовательности, чтобы получился диафильм. Кадры диафильма подпишите словами из текста.
Придумайте загадку (пословицу, басню, стихотворение, письмо от имени главного героя).
Дайте советы главным действующим лицам и всем тем, кто попал в подобную ситуацию.
Объясните, почему данное произведение — сказка (басня, рассказ). 
     Очень важно через многообразие предлагаемых заданий дать возможность каждому ребенку проявить себя в творчестве, поверить в себя как в создателя чего-то необыкновенного, оригинального. Предлагаемые творческие задания могут проигрываться на уроке и задаваться на дом, всему классу либо отдельным ученикам.
Опишите подробно то место, где происходит действие произведения. Представьте, что вы сами там побывали и могли не только все хорошо рассмотреть, но и вдохнуть окружающие ароматы, услышать звуки.
Какие ассоциации (ощущения, представления, эмоции) возникают у вас при чтении произведения?
Какие эмоции вызывает внешний вид героя (его характер, поведение)?
     Данное задание может быть предложено в виде игры "Ассоциации": по названным ассоциациям надо догадаться, о ком идет речь. Играть можно командами: одни участники загадывают и описывают с помощью ассоциаций какого-либо героя, а остальные отгадывают.
Сравните поступки героев данного произведения и ранее изученного. Представьте, что на месте этого героя оказался герой другого произведения. Как бы он себя вел в описанной ситуации? Продемонстрируйте это, используя свойственные ему жесты, лексику, интонации.
    Например, сравнение Темы (Н. Гарин-Михайловский. "Тема и Жучка") и Мишки (Н. Носов "Мишкина каша") позволит сделать вывод о том, что личностные качества Темы (предусмотрительность, собранность и др.) позволили бы избежать той смешной истории, которая произошла с Мишкой. А Мишка, возможно, не смог бы спасти Жучку.
Вспомните произведения, которые содержат такую же главную мысль (причинно-следственные связи, взаимоотношения героев, вызывающие при чтении подобные чувства и т. п.).
Догадайтесь, о ком идет речь. 
           Безжалостная, хитрая, бессовестная... (Лиса. Д. Мамин-Сибиряк. "Серая Шейка".)
           Добрый, смелый, сообразительный... (Тема. Н. Гарин-Михайловский. "Тема и Жучка".)
       Какие еще характеристики подходят этим героям?
Посмотрите на главного героя глазами других действующих лиц. Что бы вы о нем сказали? Оцените действия и поступки героя с позиции разных действующих лиц.
В сказке Ц. Топелиуса «Солнечный Луч в ноябре» появление Луча вызывало разную реакцию — кто-то радовался, а кто-то был недоволен. Учащимся можно предложить подумать, у кого еще Луч мог вызвать радость, а у кого — негодование.
Найдите лишнее слово, свой ответ обоснуйте. 
     Предложенный ряд могут составлять произведения одного автора, герои одного произведения, качества характера героя и др. Если задание достаточно сложное для учащихся, то в его формулировке можно указать принцип объединения слов. Например, всеми этими качествами обладает герой басни Л. Толстого "Лгун": правдивый, глупый, безответственный. Так ли это?
Слова рассыпались на слоги. Соберите их в пословицу. Заключена ли в ней главная мысль произведения? К каким еще произведениям она подходит?
          (Слезами горю не поможешь.)
Составьте из слов пословицы.
       а) плоды, такие, какие, труды
       б) за, хватает, ленивого, нос, мороз, а, снимает, перед, шапку, проворным
Расскажите о возможных мыслях, переживаниях, чувствах героя.
Подумайте, могли бы вы оказаться на месте героя? Почему? Как бы вы себя чувствовали?
Что еще могло бы произойти с героями произведения? Расскажите.
Придумайте диалог между героями.
Перескажите произведение, введя в сюжет новый персонаж.
Сочините историю, в которой герои обладали бы противоположными качествами.
Придумайте историю с этими же действующими лицами, которая закончилась бы иначе.
Представьте, что это произведение издано отдельной книгой. Как могла бы выглядеть обложка книги.
Представьте, что вы литературный критик. Напишите отзыв о прочитанном произведении.
Представьте, что по данному произведению снят фильм. Что бы вы нарисовали и написали на афише.
Прорекламируйте произведение так, чтобы всем захотелось его прочитать.
      Вариант задания. Учащиеся по цепочке продолжают фразу: "Я советую всем прочитать эту книгу, потому что..."
Представьте, что вы ведущий телепередачи и к вам в гости должен прийти главный герой (автор) этого произведения. Какие вопросы вы ему зададите?
Театр-экспромт. Один ученик читает текст, другой с помощью жестов и мимики изображает ситуацию.
Выпуск стенгазеты (по произведению, рекомендованному к внеклассному чтению; посвященной жизненному и творческому пути писателя и т. п.).
Подберите вопросы для литературной викторины. 
Придумайте задания для своих одноклассников.
Отгадайте загадку. Какие отгадки подходят к ней еще?
      Например, несколько отгадок подходит к загадкам о горохе (голова на ножке, в голове горошки), об огурцах (без окон, без дверей, полон домик людей).
Игра "Загадки в картинках". Каждый учащийся или команда готовит рисунки по изученным произведениям. На рисунках могут быть изображены герои, место событий, отражена главная мысль и т. п. Остальные участники игры по рисунку должны отгадать произведение и назвать его автора.




 Приложение 2.
        Урок литературного чтения, 3 класс, УМК «Школа 2100»
Тема: Введение в раздел. Стихотворение Г. Сапгира   
          «Леса-чудеса».
Цель: Формирование правильного и осознанного чтения 
          вслух с соблюдением необходимой интонации.
Задачи урока:
Предметные:
1. Расширить знания учащихся о жизни и творчестве Г. Сапгира.
2. Развивать умение работать с заглавием текста, выделять ключевые слова, отвечать на вопросы учителя, творческие способности.
3. Развивать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения, умение выбирать интонацию, соответствующей строению предложений в стихотворении.
4. Воспитывать интерес к чтению, любознательность, чувство юмора. Прививать доброе отношение к ближним.
Метапредметные:
1. Создание условий для освоения школьниками процесса обучения.
2. Развитие способности применять имеющиеся у детей умения и навыки.
3. Работа над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся.
4. Формирование умения учащихся самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, искать и выделять необходимую информацию, анализировать объекты с целью выделения признаков, выдвигать гипотезы и их обосновывать. 
5. Формирование у учащихся действий, способствующих организации их учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

                                           Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Анализ сочинений «Разная осень»
III. Введение в раздел.
Чтение названия, рассматривание иллюстрации (с.190-191).
Чем необычна иллюстрация?
Кого из сказочных героев узнали?
Как называется раздел? («И кот ученый свои мне сказки говорил…»)
Что еще нужно сделать, чтобы познакомиться с содержанием раздела? (Посмотреть рубрику «Содержание» в конце учебника, перелистать учебник).
Мы уже прочитали много сказок. Как вы думаете, что-нибудь новое мы откроем для себя в этом разделе?
Что можете предположить?
Проверьте свои предположения.
Самостоятельно прочитайте авторский текст на с. 192.
Кто с нами путешествует по страницам литературного чтения? (Девочка Настя). (Слайд 6).
Вспомним, что означает слово «цитата»? (Цитата - точная буквальная выдержка из какого-нибудь текста)
Откуда взята цитата «И кот ученый свои мне сказки говорил…». (Слайды 8, 9,10).

IV. Чтение стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса»
       1. Работа с текстом до чтения. 
Кто автор этого стихотворения? (Слайд 13).
Прочитайте строки об авторе.
Что узнали о поэте?
Что вы ждёте от стихотворения с таким названием?
С какими стихами  Генриха Сапгира мы знакомы? (Слайд 14).
Рассмотрите иллюстрации к стихотворению.
По иллюстрациям можно догадаться, какие чудеса нас ждут? Расскажите.

       2. Работа с текстом во время чтения
Первичное чтение (самостоятельно про себя)
Выявление первичного восприятия. (Высказывают свою точку зрения: мир природы прекрасен, восхитителен, полон чудес и доброты).
- Ваши ожидания оправдались?
- Какие же чудеса есть в этих лесах?
- Кто из героев больше всего понравился?
- А теперь давайте вместе совершим путешествие в леса-чудеса

3. Повторное чтение вслух по смысловым частям (комментированное чтение, диалог с автором) (Слайды 17-36).

В леса-чудеса мы поедем с тобой. (Кому поэт это предлагает)
Там бродит у озера лось голубой. (Чудеса уже начались?)
Там чащу хвостом подметает лиса,
Чтоб чистыми были леса-чудеса. (Про сколько чудес уже узнали?)
В леса-чудеса мы поедем.
Там встретимся с Умным Медведем,(А во всех сказках медведь обычно какой?)
Заглянем к Сове в дупло.
В дупле у Совы тепло и светло.
Две лампы – два глаза совиных, (Почему в дупле светло?)
И тут же диван 
на пружинах.
Рассядемся 
я, и ты, и Медведь. (А вот это бывает только в сказках.).
И будем песню лесную петь:
«Ель, берёза, дуб, сосна,
Солнце, звёзды и луна.
Дуб, сосна, берёза, ель,
Солнце, дождик и метель»  (Почему это песня лесная?)
А после я приглашу Сову,
И все мы отправимся 
 в гости ко льву.  (Как мог лев оказаться в лесу?)
Живёт он под горкой в пещере.
«Лев добрый» - табличка на двери. (Чудеса продолжаются!)
И добрый лев тебе лапу подаст
И промурлычет: «Здр-р-раст!»
И смело ты можешь погладить льва,
Только спроси позволенья сперва.
А хочешь, с Оленем в пятнашки играй…
Ведь это такой удивительный край!
Не обижает никто никого.
 Все любят пятнашки и прятки.
Но больше всего, но больше всего
Там любят стихи и загадки!
Туда мы отправимся – 
Ты да я, 
Только с собой не возьмём ружья
И дома оставим твой старый пугач. (Это такой пистолет)
Там Первый Закон: 
никого не пугать.
Висит объявленье у самой опушки:
Вам, пистолеты, рогатки и пушки,
Вход в эту сказку закрыт навсегда!
Скорей собирайся, поедем туда!

         Физкультминутка

5. Обобщающая беседа.
- Захотелось ли вам поехать в леса-чудеса?
- Чем это стихотворение-сказка отличается от других сказок?
(Здесь нет борьбы добра и зла.
Это самая добрая сказка.
Зло (в виде рогаток, оружия) в сказку автор не пускает)
- Расскажите о героях стихотворения
Ответы:
Лиса очень ответственная, трудолюбивая
Медведь умный, добродушный, общительный
Сова мудрая, гостеприимная
Лев добрый, доброжелательный, нежный
- Какие ключевые слова мы можем выделить ?
(Ответы детей:
Леса-чудеса
Голубой лось
Умный Медведь
Сова
Лесная песня
Добрый лев
Пятнашки и прятки
Стихи и загадки
Первый закон: не пугать никого)
- Выразительное чтение стихотворения.

V. Творческая работа
Работа в парах
  - Творчески расскажите своими словами содержание текста друг другу.
  - Проиллюстрируйте понравившееся место в стихотворении.

VI. Вывод  
  -  Высказывают свою точку зрения. (Мир природы прекрасен, восхитителен, полон чудес и доброты. Чтобы мир людей был также красив как мир природы, необходимо чтобы у нас в душе было также красиво, чтобы на лице была всегда улыбка, а слова и поступки были добрые).

VII. Рефлексия
Понравился ли вам урок?
Что нового узнали на этом уроке?

VIII. Домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение  «Леса-чудеса»

Список литературы.
1. Бунеев Р.Н. Литературное чтение. 3 класс. «В одном счастливом детстве»: учебник: в 2 ч. / Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. – М.: БАЛАСС, 2009.
2. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., Яковлева М.А. Уроки литературного чтения в 3 классе. Методические рекомендации для  учителя. - М.  БАЛАСС, 2010. – 256 с.
3. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа./Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна.  – М.: БАЛАСС, 2010. – 416с.

Обновлено 24.11.2015 12:56