Home 13 Методическая копилка История. Герасимова Н.В. "Начало объединения русских земель"
История. Герасимова Н.В. "Начало объединения русских земель" PDF Печать E-mail
Учителя - Методическая копилка
Автор: admin   
23.11.2012 20:06
Тема: Начало объединения русских земель.

Задачи:
1) образовательная – установить предпосылки и причины объединения русских зе-мель, рассмотреть политику Василия I по расширению Московского княжества, изучить события феодальной войны в Московском княжестве во второй половине XV в.
2) воспитательная – формирование ценностных ориентации и убеждений учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом; воспитание чувства патриотизма к историческим ценностям страны.
3) развивающая – развивать логическое мышление учащихся, умение работать с кар-той.

Тип урока – комбинированный.

Форма урока – беседа, рассказ учителя, работа с картой, таблицей, текстом учебника

Средства обучения – проектор, схема Куликовской битвы, карта «Территориальный рост Московского княжества (1389 – 1462 гг.)», учебник, диск «Энциклопедия истории Рос-сии».

Ход урока
 
 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Здравствуйте, садитесь. Кого сегодня нет в классе?

Встают, здороваются, настраиваются на рабочий лад. Дежурный называет отсутствующих.

2. Проверка знаний и умений

Фронтальный опрос

Вопросы:

1)      назовите годы правления Дмитрия Донского

 

2)      А какие основные направления его политики вы знаете?

 

 

 

 

 

 

3)      Когда произошла Куликовская битва?

 

4)      Расскажите о подготовке Руси к Куликовской битве

 

 

 

 

 

5)      Кто был союзником Руси, а кто был союзником Мамая в этой битве? Почему они выступили на стороне тех или других?

 

 

Ученики отвечают с места:

1)                  годы правления Дмитрия Донского – 1359 – 1389 гг.

 

2)                  Направления политики: а) объединение Московского и Владимирского княжеств; б)  борьба за лидерство на Руси à противоборство

–  с Ордой (1378 г. – победа        Дмитрия Ивановича над ордынцами на реке Вожже, 1380 г. – Куликовская битва, 1382 г. – разорение Тохтамышем Москвы);

– с Литвой в связи с литовской экспансией на русские земли, все атаки были отбиты;

– с Тверью за ярлык на великое княжение (1375 г. – победа Дмитрия Ивановича).

 

3)                  Куликовская битва произошла 8 сентября 1380 г.

 

4)                  Дмитрий Иванович энергично взялся за подготовку к отпору врагам. В подвластные ему русские княжества помчались гонцы с повелением великого князя собирать войско. Летом 1380 г. в Москву пришли ратники из Белоозера, Владимира, Коломны, Костромы, Мурома и других мест. В войске были хорошо оснащенные воины – «кованая рать», а также простые люди. Современники считали, что никогда Русь не собирала такой силы. Поддержку оказала православная церковь.

 

Союзниками Руси выступили литовские князья Ольгердовичи и русские князья. Союзниками Орды были литовский князь Ягайло, который хотел захватить русские земли, рязанский князь Олег, так как хотел сохранить свое княжество от разорения монголо-татар (соседнее с Золотой Ордой княжество, которое было первым разорено во время Батыева нашествия).

 

Работа с картой

Покажите на карте Куликово роле

Один ученик показывает на карте место нахождения Куликовского поля

 

Работа со схемой

Используя схему, расскажите о ходе Куликовской битвы

Используя схему, один-два ученика рассказывают  ход сражения:

1)                поединок Пересвета и Челубея;

2)                лобовая схватка противоборствующих сторон;

3)                отступление русского полка левой руки, который заманивал конницу противника под удар засадного полка;

4)                внезапный удар в тыл и фланг ордынцев

5)                паническое бегство войск Мамая.

 

Фронтальный опрос

В чем причина победы русских войск на Куликовом поле?

 

 

 

 

 

 

 

 

В чем было значение Куликовской битвы?

Ученики отвечают с места:

Причины победы русских войск:

1)      умелые действия князя, его авторитет среди воинов;

2)      мужество, храбрость воинов;

3)      объединение сил русских княжеств;

4)      ослабление Орды и усиление Московского княжества;

5)      поддержка русской православной церкви.

 

Историческое значение победы:

1)      крах ордынско-литовских планов ослабления Руси;

2)      импульс к дальнейшему объединению русских земель под властью Москвы;

3)      создание предпосылок для освобождения Руси от ордынской зависимости.

 

Подведение итогов

Отметить тех, кто хорошо подготовился, уверенно владел материалом, не терялся, отвечая у доски. Высказать замечания, если таковые есть.

 

 

Выставление оценок

Выставление оценок отвечавшим с места и работавшим у доски

Ученики ставят оценки в дневники

3. Изучение нового материала

Победа русских войск на Куликовом поле в 1380 г. дала импульс к дальнейшему объединению русских земель под властью Москвы. Сегодня мы с вами будем изучать следующий параграф – «Начало объединения русских земель» (§16). Запишите в тетрадях сегодняшнее число и тему урока.

 

План изучения нового материала:

1)      предпосылки образования единого государства;

2)      Расширение Московского великого княжества при Василии I (1389 – 1425);

3)      Московская усобица.

 

Объяснение:

1. Предпосылки образования единого русского государства.

Слушают учителя и записывают тему урока в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь план изучение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

Беседа с учениками

 

Давайте с вами подумаем, почему появляется необходимость объединения русских земель? Для чего нужно объединиться?

 

Давайте с вами выясним, какие категории населения были заинтересованы в объединении.

Начнем с бояр. Итак, кто такие бояре? На ваш взгляд, чего хотели бояре?

 

 

 

 

 Дворяне. Кто такие дворяне? Как дворяне получали землю? Как называются их владения?

 

 

 

 

 

Хотело ли объединения русских земель духовенство?

 

 

 

 

А купцы хотели ли объединения?

 

 

 

Как вы думаете, какова была позиция крестьян?

 

Таким образом, мы видим, что все хотели объединения русских земель. И, следовательно, процесс объединения русских земель был уже необратим. А теперь все это кратко запишем в таблицу.

 

Отвечают на вопрос: потому что единое государство сильнее (чтобы выросла мощь государства); и как показала победа на Куликовом поле, освободиться от ордынского ига возможно только объединившись.

 

Размышляют, отвечают на вопросы.

 

 

Бояре – это наиболее богатые люди на Руси. Бояре хотели земли, так как земля является основным богатством. Крупные вотчинники стремились увеличить свои владения, но по условиям княжеских соглашений они не имели права покупать земли на территории других княжеств. Поэтому бояре были заинтересованы в образовании единого государства.

 

Дворяне – это служилые люди. Они получали землю в качестве условного держания (поместье), то есть не могли ею свободно распоряжаться и владели лишь на условиях службы. Они поддерживали князя в его политике, надеясь с его помощью упрочить свое положение и получить новые земли. Стремительный рост численности служилого дворянства стал основой усиления военного потенциала московских великих князей, залогом успеха их объединительной политики.

 

Православная церковь также была заинтересована в объединении земель. Стремление сохранить и упрочить единую церковную организацию, ликвидировать угрозу ее позициям как с Запада, так и с Востока – все это заставило церковь поддерживать объединительную политику того князя, который будет способен объединить Русь.

 

Купцы были заинтересованы в объединении, так как по мере объединения русских земель вокруг Москвы расширялись торговые связи между отдельными областями страны, что приносило больший доход.

 

Крестьяне, конечно же, хотели объединения, потому что они больше всех страдали от постоянных междоусобных войн.

 

Слушают. Рисуют таблицу и вместе с учителем заполняют ее.


Название таблицы – «Предпосылки объединения русских земель»

 

предпосылки

 

1. Социально-экономические

1. Развитие феодального землевладения (стремление бояр приобретать вотчины за пределами своих княжеств).

2. Установление стабильности и порядка в стране

3. Благоприятная обстановка для беспрепятственной торговли (в частности, для ремесленников и купечества).

 

2. Политические

1. Необходимость окончательного от монголо-татарского ига.

2. Наличие постоянной угрозы с Запада и Востока.

3. Усиление власти московского князя.

4. Тенденции к ликвидации самостоятельных княжеств и уделов.

 

3. Духовные

1. Сохранение православной церковью единства народа, связей между разными частями страны.

2. Укрепление экономических и моральных позиций церкви (расширение монастырской колонизации)

 


Подводя итог по первому вопросу, можно сказать, что в XIVXV вв. возникли необходимые условия становления единого Русского государства – политические, экономические и религиозно-культурные.

Ученики слушают и записывают вывод в тетрадь.

2. Расширение Московского великого княжества при Василии I (1389 – 1425). 

Василий I Дмитриевич - великий князь Владимирский и Московский, старший сын великого князя Дмитрия Ивановича Донского. Родился в 1371 г., вступил на престол в 1389 г. Как по своему характеру, так и по условиям, создавшимся отчасти еще при его отце, Василий мало мог оказывать влияния на политику великого княжения. После Тохтамышева погрома в 1382 г. посланный отцом в Орду представительствовать в споре за великокняжеский стол с тверским князем Михаилом Александровичем, Василий удержан был там в качестве заложника за 8000-й долг московского великого князя. Пробыв года два в Орде, он бежал оттуда в Молдавию и через Литву, где виделся с Витовтом и где был решен брак его с Софьей Витовтовной (заключен в 1391 г.), в сопровождении польско-литовской свиты вернулся в Москву только в январе 1387 г. В 1389 г. отец, умирая, завещал ему слушаться бояр своих, влияние которых на Василия документально засвидетельствовано. Получив по завещанию Донского Владимирское княжество как вотчину, он был посажен на великокняжеский стол в Владимире ханским послом. 

 

 

 

Слушают, записывают в тетради годы правления Василия I.

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом учебника

Задания по рядам.

 

 

1 ряд – отношения с Ордой, что происходило в Орде в это время?

 

 

 

 

 

2 ряд – отношения с Литвой

 

 

 

 

 

 

3 ряд – расширение Московского княжества, какие территории были присоединены, и показать их на карте.

Ученики читают текст параграфа и отвечают на вопросы устно. От ряда перед всем классом выступает один ученик.

 

В 1408 г. на Русь был совершен набег ордынцев под предводительством военачальника Едигея. Москва тогда откупилась, но разорению подверглись многие русские территории, был разграблен Владимир. Однако силы Орды таяли, начинается распад Золотой Орды. Обособившееся от нее Крымское ханство вступило в затяжной военный конфликт с Ордой, чем воспоьзовались московские князья. Наметилось также выделение Казанского ханства, располагавшегося на Средней Волге.

 

Непросто обстояли дела между Русью и Великим княжеством Литовским. Василий женился на дочери Витовта, могущественного великого князя литовского. Однако это не было решающим во взаимоотношениях двух государств, хотя и несколько смягчило обстановку. Не способствовало сближению официальное принятие Литвой католичества. Стремясь закрепить за собой бывшие земли Киевской Руси, литовские правители способствовали разделению православного населения. В Киеве появился второй митрополит всея Руси, независимый от Москвы.

 

Были присоединены Нижегородское княжество, Муромское, Тарусское княжества, Двинская земля.

Один ученик показывает эти земли на карте.

3. Московская усобица.

 

Княжение Василия II Темного – 1425 – 1462 гг.

Феодальная война на Руси – 1433 – 1453 гг.

 

Рассмотрение хода войны, ее итогов в виде доклада на 5 минут одним - двумя учениками на следующем уроке.

 

 

Записывают годы правления Василия II и годы феодальной войны в Московском княжестве.

Подведение итога по изученному материалу

Таким образом, процессы, происходившие в экономической, политической и церковной жизни, способствовали дальнейшему формированию единого централизованного государства.

Записывают вывод в тетрадь

4. Закрепление изученного

Итак, сегодня мы с вами изучили тему «Начало объединения русских земель». Сделайте, пожалуйста, вывод своими словами по данной теме.

Ученики поднимают руку и по очереди встают и отвечают. Примерный ответ:

Возникают предпосылки объединения русских земель. Объединиться необходимо было для того, чтобы государство стало сильнее и смогло освободиться от ордынской зависимости. В объединении были заинтересованы все категории населения: бояре, дворяне, духовенство, купцы, крестьяне.

Происходит рост территории Московского княжества.

После Куликовской битвы авторитет Москвы еще вырос среди других русских народов, Москва – центр объединения русских земель.

 

5. Организация домашнего задания.

1)      §16. Начало объединения русских земель (прочитать)

2)      Доклады:

– Феодальная война в Московском княжестве (2 человека);

– Распад Золотой Орды (1 человек).

Записывают домашнее задание в тетради или в дневнике.

Назначаются докладчики.

Обновлено 24.11.2015 13:03