Home 13 Методическая копилка Биология. Селенина В.В. "Вода – волшебница"
Биология. Селенина В.В. "Вода – волшебница" PDF Печать E-mail
Учителя - Методическая копилка
Автор: admin   
27.12.2012 04:00
Тема: Вода – волшебница.
Оборудование: пробирка с небольшим количеством почвы, спиртовка, два стакана с водой, поваренная соль, глина, физическая карта полушарий.
Задачи урока: 
Обучение:
Продолжить формирование знаний о воде,  её свойствах.
Раскрыть знания воды в природе и в жизни человека.
Сформировать понятие о тепловом расширении воды.
Понять, почему вода  незаменима.
Развивающая:
Способствовать развитию  способностей анализировать  материал, сравнивать и способствовать  полученные знания, рассуждать и самостоятельно делать выводы и заключения.
 
Основные этапы урока:
Организационный момент.
Повторение пройденного.
 
Фронтальный опрос:
Назовите состав воздуха.
Перечислите свойства воздуха.
От чего нагревается воздух?
Каким воздухом наполнен резиновый мяч?
Зачем мы укрываемся одеялом?
Почему воздух называют «бронёй  планеты»?
Может ли живой организм прожить без воздуха?
 
Ознакомление  с целью урока
Горные породы – тело Земли.
Воздух – её одеяло.
Растения, животные и человек – дети Земли.
Вода – кровь Земли.
Об этом веществе поговорим на уроке. Итак, вода приглашает нас в свою волшебную комнату.

Вступительное слово о воде:
- Почему говорят: «Вода – главное богатство земли»?
Действительно, первое из природных богатств, с которым встречается в своей жизни человек, - это вода.
Тысячи лет человек восхищается, любуется, наслаждается водой. Зародившись миллиарды лет назад, она так перестроила первоначальный вид и климат земли, что  возникли условия благоприятные для появления и развития жизни.
Вода – неразлучный спутник человека на всю жизнь, со дня его появления на свет и до последнего дня.
Человек ежедневно с утра до ночи имеет дело с водой: использует для приготовления пищи и питья, умывается, летом отдыхает у воды, зимой обогревается батареями водяного отопления и любуется узорами на окнах, инеем,  искрящимся на солнце снегом.
Нет ни одной отрасли промышленности, в которой бы не применялась вода для варки, очистки, растворения, вымачивания, охлаждения. Промышленность нашей страны ежесекундно потребляет столько воды, сколько  несёт её Волга.
Без воды не мог бы вылепить из глины свои первые горшки человек каменного века.
Вода -  древнейший источник энергии. В Античном Риме она приводила в движение водяные колёса на мельницах, водяной пар двигал поршни  паровых машин XVIII века, вода работает на современных электростанциях.
В водах рек, озёр, морей человек ежедневно вылавливает столько рыбы, что она по количеству содержащихся в ней питательных веществ соответствует состав в 250 млн. голов рогатого скота.
Вода играет большую роль в формировании её теплового режима, климата и погоды.
Участвует в разрушении горных пород ( выветривание).
Необходимо для нормальной жизнедеятельности,  в среднем 2 литра питьевой воды, человеку. Огромное количество потребляют и растения, в процессе фотосинтеза ( 650 млрд. тонн в год ). Но эта вода возвращается в окружающую среду. Если бы этого не происходило, то всегда за 2 млн. лет наша планета полностью иссохла бы.
Если бы  принималось  описать процессы, происходящие с её участием, получится огромная библиотека.
Запасы пресной воды, содержащие до 1 г. Солей оставляют примерно 2% гидросферы. Это очень мало. Поэтому необходимо бережно расходовать воду.
Итак, вода для человека является более ценным природным богатством, чем нефть, газ, железо, уголь, ибо она незаменима.

Обобщение  и систематизация знаний о воде.
Работа с физической картой полушарий.
- Сколько же воды на Земле? Какой цвет преобладает на карте полушарий? Что это означает?
Водная оболочка Земли – гидросфера – составляет около 71% земной поверхности. Она находится и в земной коре – литосфере, причем по массе столько же, что и в гидросфере.
( Учащиеся составляют круговую диаграмму распределения суши и воды на Земле).
 
Рассказ о происхождении воды на земле.
Откуда взялась вся огромная массы воды на Земле? Каким образом и когда образовались океаны и моря? Появились ли они одновременно с сушей или возникли позднее? Окончательного ответа на эти вопросы наука пока дать не может. Но известно, что вода – минерал, и её  как  и другие минералы, породила Земля на заре своей жизни. Впервые на земную поверхность воды поднялась, вероятно, в виде пара через жерла вулканов и трещин в земной коре. Возможно, Земля тогда была окутана густыми облаками, их которых выпадали обильные дожди, давшие начало водоёмам.
Вода сроднилась с расплавленными пародами, застыв в  гранитах и базальтах. Поэтому из расплавленного гранита с шипением вырываются пары воды. Когда же вулканы извергают на недр Земли расплавленную раскалённую магму, то вылетающие породы шипят, бурлят, клокочут. Это освобождается  из их  плена вода.
Установлено, что 1 〖км〗^3 гранита при плавлении  может выделить 26 млн. т. воды.
Беседа, где встречается вода в природе.
- Где встречается вода на поверхности Земли? ( в водоёмах – морях, океанах, озёрах, болотах, ледниках)
- Есть ли вода под землёй? ( Да. Люди пьют её, вырывая глубокие колодцы. Она бьёт ключом из-под Земли, вытекает ручейками, а иногда  вылетает на многие метры ввысь – это гейзеры – фонтаны горячей воды и пара высотой 20-40 метров, бьющие из глубин Земли).
Опыт 1 . Учитель нагревает в пробирке небольшое количество почвы. Постепенно на стенках пробирки появляются капельки воды.
- Что это означает? ( Вода есть в почве.)
- Есть ли вода в воздухе? Докажите это.
Люди так же состоят на 2\3  из воды, а растения – вообще на 4\5 своей массы ( в костной  ткани 20 %, в головном мозге 85 %, в сухих семенах 10-12%. )
- Почему говорят: « Есть вода – есть жизнь, нет воды – нет жизни»?
Вывод: Вода есть повсюду вокруг нас и в нас.
 
Физкультминутка.
 
Характеристика свойства воды.
Вода – поразительная жидкость. То она жидкая, течёт в реках и океанах, то паром стремится в облака, то льдами застывает в стужу. Для воды будто законы не писаны! Но благодаря её капризам в ней смогла развиваться и существовать жизнь.
Давайте  обсудим, что же такое вода. Чем она отличается от других жидкостей?
Первая аномалия. (Аномалия – отклонение от нормы, неправильность).
- Почему говорят: «Вода -  оборотень, единый в трёх лицах»? ( она встречается в природе  в трёх агрегатных состояниях – твёрдом, жидком и газообразном.)
- при каких условиях она превращается в пар, при каких -  в лед и снег? Назовите точку таяния снега и льда, точку  замерзания воды и точку кипения воды.
- Назовите отличительные свойства снега, льда, пара и жидкой воды. Сравните свои ответы со справочно-информационном листом. ( листы на каждой карте ).
Вторая аномалия.
- Представьте летний солнечный день. Берег реки. Полдень. Где теплее – на берегу или над водой? А вечером?
Рассказ о высокой теплоёмкости воды, то есть способность запасать большой количество тепла. Вода медленнее нагревается, чем суша, и медленнее остывает.
Третья аномалия – самая странная.
Все вещества, когда их нагревают, расширяются, а при охлаждении сжимаются. Вода тоже сжимается от холода. Но… В этом «но» все дело. Сжимается, сжимается, пока  температура падает, но при +4°С наступает предел. Тут она снова начинает расширяться, хотя температура продолжает понижаться. Поэтому самой плотной и тяжелой вода бывает при +4°С. Зимой такая вода опускается на дно и здесь сохраняется в течении всей зимы. Вот почему зимой на дне пруда, озера, реки сравнительно тепло. Лёд легче воды, он выплывает вверх, и поэтому водоём не промерзает до  дна. Также лёд хороший теплоизолятор. Это  свойство воды спасает жизнь всем животным.
Четвертая аномалия.

Опыт 2. Необходимо бросить в стакан с водой поваренную соль. Размешать.
- Что произошло с солью? ( она растворилась ) Как это доказать? ( вода на вкус соленая ).

Опыт 3. Необходимо бросить в стакан с водой глину. Размешать.
- Что наблюдаете? (раствор помутнел ). Что это означает? (глина в воде не растворяется). 
Вывод: в природе есть вещества растворимые и нерастворимые.
- Пользуясь справочно-информационным листом, назовите вещества растворимые и нерастворимые. ( листы на партах ). Каковы признаки тех и других.

Ввести понятия:
Пресная вода – если количество растворенный  в ней веществ незначительно, вкус и запах воды не изменяется.
Морская вода – растворено много различных солей, имеет горьковато-соленый привкус из-за солей натрия и магния.
Минеральная вода – насыщенная растворами солей и газов, придающими различный вкус и запах.
Дистиллированная вода – очищенная от всяких примесей и соли.
 
Загадки.
Кругом вода, а с питьём беда. ( море )
Весной умирает, а осенью оживает. (снег)
Я – вода,  да по воде и плаваю. ( лёд )
Бел, как мел, с неба прилетел. ( снежинки)
Зиму прилетал, в землю убежал. ( снег )
Прозрачный как стекло, а не вставишь в окно. ( лед)
Что идет без ног ( дождь)
 
Беседа о работе воды в природе.
- Какую разрушительную и создательную работу  производит вода в природе?
Дети зачитывают  стихотворения о воде.
VI. Закрепление
Почему вода – главное богатство Земли?
Почему вода -  удивительная жидкость?
Так ли важно сохранить чистоту воды на Земле?
VII. Домашнее задание.
Подготовить стихи, рассказы, открытки, фотографии или книги о чудесах природу.

Обновлено 24.11.2015 13:02