Home 13 Методическая копилка Чувашский язык. Петрова А.Г."Этнопедагогика о традиционных ценностях семейного воспитания"
Чувашский язык. Петрова А.Г."Этнопедагогика о традиционных ценностях семейного воспитания" PDF Печать E-mail
Учителя - Методическая копилка
Автор: admin   
18.02.2013 09:25
      Этнопедагогика  о традиционных ценностях семейного воспитания
 
1. Введение.
 
Одной из ведущих черт современной цивилизации является усугубление кризиса семьи, снижающие ее воспитательной потенциал. Поэтому на Aпервый план сегодня выдвигается проблема повышения роли семьи в формировании у детей и молодежи духовных ценностей. Традиционно семейное воспитание веками отбирало и сохраняло наиболее эффективные методы, приема и средства формирования у детей традиционных духовных ценностей. Его изучение и использование в современных условиях может в значительной степени помочь родителям и общественности в решении этой важной проблемы.
По словам П.Менцера, ценность – то,что чувствует людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением .
С конца ХХ столетия в российской науке в связи с целями воспитания рассматривается проблема общечеловеческих ценностей. Исповедовать общечеловеческие ценности – значит научиться уважать и ценить то, что есть у других народов и является их вкладом в общечеловеческое развитие, оберегать все то, что создано всеми народами и что свято для них. В науке эти ценности весьма доказательно были сформулированы на основе моральных кодексов разных народов французским этнографом Ш.Летурно: делай добро; не делай зло; благодари за добро; комплексируй нанесенный тобой кому – либо ущерб; будь справедливым; будь верным; совершенствуйся сам.
Понятие общечеловеческие ценности в педагогике подчеркивает единство социальной функции, цели, содержания и направленность воспитания, в какой бы стране, в какой бы национальной школе оно ни осуществлялось.
Рассматривая вопрос о традиционных ценностях воспитания народов России , необходимо понять , что такое традиционные ценности воспитания . Слово традиционные означает сохранившиеся от старины, основанные на традиции .Сама же традиция состоит из элементов социального и культурного наследия , передающихся от поколения к поколению и сохраняющихся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени .
Традиционные духовные ценности воспитания –это фундамент нравственности личности .Это то особенное , что характеризует определенную нацию . Для  каждого народа характерна своя система национальных ценностей , поэтому каждая из них уникальна , благодаря чему человечество отличается богатством и разнообразием  , своеобразием и самобытностью форм , уклада своей жизни. При этом важным является не столько специфический набор ценностей , сколько их иерархия . Например , старосты как ценность имеет место у многих народов , но почитание стариков проявляется по-своему . У некоторых достаточно поздороваться первым ,  уступить дорогу, место, оказать помощь, а например, у народов Средней Азии, Кавказа уважение к старшим это глубокое почитание, целый этикет, определяющий в обязательном порядке соблюдение правил и знаков почтения. Исследователь А.И.Першиц подчеркивает : такое почтение и шире – почитание старших уже не просто общечеловеческое правило поведения , а особая соционормативная установка , засведетельствованная этнографией лишь у некоторый части современных народов.
 
2. Семья  и религия- источники формирования духовных ценностей у новых поколений.
   Духовные ценности сохраняют и формируют у новых поколений прежде всего семья и религия . Больше место в привитии их детям и молодежи традиционное народное воспитание отводит общественному мнению родных , соседей , односельчан и т.д.
Большое значение в жизни этносов занимала религия. Монотеистические религии , активно вошедшие с конца первого тысячелетия в духовную жизнь народов России , оказали мощное влияние на приобщение их духовно-нравственным ценностям .Религиозные верования в той или иной степени присущи всем этническим общностям и соответственно традиционные системы народов воспитания носят религиозный характер .
Религия способствовала объединению племен , укреплению государств , распространению грамотности и самое главное они становились  силой , формирующей духовно – нравственные ценности , регламентирующие разнообразные отношения людей как в обществе так и в семье .Православное отношение верующих не только к Богу но и к родителям жене детям родным текстах.Например в заповедных Нагорной проповеди Христа отражены в совокупности основные общечеловеческие ценности : ценность жизни милосердия добротворчество,  честность, справедливость и др.
Община, как и семья, является организующим и объединяющим началом трудовой и духовной жизни крестьян .Частые набеги врагов , суровый климат стимулировали русских людей к обьединению , к общинным формам жизни .Это привело к развитию одного из базовых качеств русского человека , которое исследователи опредилили как соборность .Оно предполагает внутреннее единство человека с социумом.
Общественное мнение как выражение русской соборности требовало от человека определенных деловых и личностных качеств , соответствующих принятым в русской деревне нравственным нормам .Оно одобряло тех , кто вел праведный образ жизни , приносил пользу окружающим. Отклонение от общепринятых норм вызывало негативную регативную реакцию односельчан . Общественное мнение , являясь важным средством народного воспитания , содействовало развитию лучших черт русского менталитета.
В формировании ценностей велика роль семьи . Представления народа о ценностях и их формировании в семье накапливались на основе многовекового житейского опыта.
Народная семейная педагогика - это сокровищница вековой мудрости. Конечно, происшедшие в семье изменения огромны и необратимы. Современная семья состоит преимущественно только из людей двух поколений –родителей и детей . Но , как и раньше , семья предполагает удовлетворение как биологических , так и духовный потребностей , которые не могут быть удовлетворены нигде , кроме как в семье.
Традиционными семейными ценностями для многих народов являются семья здоровье , труд , природа , красота, любовь , целомудрие , дети , старость , милосердие и др. Остановимся на некоторых из них.
 
3. Дети как главные ценности всех народов.
Одной из главных ценностей почти все народы считают детей. Это подверждает многочисленные традиции , обычаи и обряды , связанные с рождением и взрослением ребенка .Их основное назначение состояло в том , чтобы уберечь дитя от злых сил , недобрых людей , обеспечить ему благоприятные условия для физического развития .Благоговейное отношение взрослых к ребенку закладывало и в детях чувство ценности жизни. Оно имело также и большое воспитательное значение, прививая такие нравственные качества , как любовь и уважение сестрам и братьям, матери, заботливость, доброту, скромность и др., обеспечивая преемственность поколений. Отсутствие детей было большим несчастьем для всех народов. Дом, в котором не было детей, уподоблялся кладбищу: “Дом с детьми - базар, дом без детей мазар” (у казахов).  “ Человек с детьми подобен свече, человек без детей подобен подошве”
Если человек умирал бездетным о нем говорили : очаг его потух.За то , какими будут дети ,по твердому убеждению всех народов , несут ответственность прежде всего родители . Их собственная нравственность, поведение являются главными воспитательными методами и средствами: сын берет пример с отца ,дочь –с матери , птенец , оперившись , повторяет то , чему в гнезде научился. По традиции воспитание мальчиков являлось обязанностью отца , воспитание дочери – матери . Если отец пренебрегал своим долгом ,  то сын не получал мужеского воспитания:  Ребенок , воспитанный отцом , пули отливает ,  воспитанный матерью , шубу кроит .
В народной педагогике материнство  рассматривается как высшая социальная и духовная ценность. Нет ничего в мире , что могло бы в полной мере возместить матери ее любовь , нежность , бессонные ночи , заботы , тревоги любящего сердца .Казахи говорят: если сын на ладони изжарит яичницу для матери , то и тогда он останется перед ней в долгу , Всю жизнь день и ночь трудись –труд матери не возместишь.
Необходимой и высокоценной была нравственность вступающих в брак .Подготавливая к семейной жизни , народная педагогика строго регламентировала отношения между юношами и девушками. Считались недопустимыми и осуждали общественным мнением добрачные половые связи .Вплоть до середины ХХ в.у большинства народов России невинность невесты являлась необходимыми условием успешного брака . Девушку , позволявшую вольности парнями , всю жизнь преследовала дурная слава . В русской народной педагогике существовали позорящие наказания для провинившейся девки , которую заставляли мести улицу, надевали ей на голову корзину и водили по селу , после чего она могла показываться на люди .Ее мог  взять в жены лишь бедняк или вдовец .По рассказам пожилых крестьян , дурная слава о девушке негативно сказывалась на репутации всей семьи , особенно младших сестер.
Необходимость целомудренного , нравственного поведения распространялась не только на женскую половину .Парень , имевший близость с женщинами , изгонялся из общества сверстников .Он считался плохим женихом ,  и запрещалось выдавать за него невинную девушку.
 
4. Формы, методы и приемы воспитания здорового молодого поколения.
Воспитание совестливость , стыдливости  , как и многих других других нравственных качеств русского народа , происходило не путем запрета , а преимущественно путем  подражания нравственному поведению взрослых , которые отвращало ребенка от неблаговидных , греховных поступков.
В народной педагогике любовь к детям проявляется прежде всего в заботе об их физическом здоровье .Во все время хорошее здоровье считалось величайшей ценностью , которую не купишь ни за какие деньги , залогом нормальной счастливой жизни :Первое богатство-здоровье , Чистота-основа здоровья , здоровье – основа богатства.
В течение веков народов отрабатывали такие формы , методы и приемы воспитания , которые позволяют ему полноценно жить и трудиться , растить здоровое молодое поколение .Здоровый образ жизни в семьях разных народов поддерживался традициями , обычаями , обрядами , ритуалами  , строго регламентировавшими отношения между домочадцами и другими людьми .Домашний уклад ,  предполагающий подчинение  младших старшим, продуманный распорядок дня с чередованием тяжелого физического труда и отдыха, четкое распределение трудовых обязанностей, умеренность во всем, рассматривался как необходимое условие сохранения психического и физического здоровья членов семьи. Здоровый образ жизни предполагал, прежде всего, соблюдение традиционного распорядка дня, которого придерживались все без исключения. Это имело свои основания. Люди в течение многих тысячелетий выработали такой режим труда, отдыха и питания, который соответствовал, прежде всего, законам и ритмам живой природы. Люди вставали с восходом солнца и ложились спать с его заходом,  тяжелую работу выполняли с утра, так как и в природе на заре все свежо и полно сил. В обеденное время, какой бы срочной ни была работа, вся семья отдыхала, чтобы затем с новыми силами приступить к многочисленным трудовым обязанностям. 
 Традиционно забота о здоровье ребенка начиналась задолго до его зачатия. Чтобы потомки были здоровыми, родители и родственники тщательно изучали родословную будущих супругов вплоть до седьмого колена: из какого рода, кто предки, деды , прадеды и т.д. Обращалось большое внимание на генетические особенности рода, что позволяло предотвратить наследственные болезни.
Юношам запрещалось жениться на девушках своего рода, позже- на двоюродных и троюродных сестрах. Кровосместительные браки могли отрицательно сказаться на здоровье будущих детей.
Забота о здоровье ребенка проявлялась и в отношении к беременной женщине. Ей запрещалось поднимать тяжести, охотно удовлетворялись капризы к еде. Согласно традиции, все прихоти будущей матери должны исполняться, иначе ребенок будет развиваться ненормально. 
Первостепенное значение для здоровье человека имеет полноценная пища. “Тяжелую болезнь хорошая пища лечит” , “Где пищи вдоволь, там болезни не водятся.” Но при этом в народе рекомендуется не переедать, быть готовым поделиться едой с близкими, гостями: “Лучше поделиться с ближним, чем одному наедаться до одури”.
Здоровый образ жизни предполагал наличие у молодого поколения навыков гигиены. Чистота и аккуратность являются основой здоровья: “Где мусор- там мухи, где мухи- там болезнь”… Народ обращает внимание на необходимость личной гигиены: “В проточной воде грязь не держится”. Народные пословицы содержат и конкретные рекомендации, как вести себя во время болезни: “Глаза болят- руки волю не давай, живот болит- аппетиту волю не давай”.
Крестьянский труд был нелегким. С ранней весны и до поздней осени люди работали с большим напряжением. Пополнение организма силами, калорийной пищи происходило в зимние месяцы. Этому способствовали зимние праздники: Рождество, Крещение, Масленица и др.
Эффективным средством оздоровления являлись посты. Постов было несколько, но самыми важными считались Рождественский и Великий пост, завершающий Пасхой. Рождественский пост очищал организм и как бы готовил его к принятию высококалорийной пищи в зимние праздники. Во время постов очищалось не только тело человека, но и его душа. В это время люди старались, как можно меньше говорить, чтобы не проронить пустого слова; по вечерам, если в семье был грамотный, читалась какая- нибудь божественная книга, и все слушали или молились.
Современные научными исследованиями доказано благоприятное влияние на человека голодания и воздержания от пищи. Кроме излечения от многих физических недугов посты помогают преодолеть и депрессивные состояния. Человеческий организм, не отягощенный пищей, легче справляется с болезнями. В настоящее время многие семьи соблюдают посты, что особенно полезно при нашем малоподвижном образе жизни и суррогатном питании.
У разных народов существуют свои системы физического закаливания детей с раннего возраста. Например, у северных народов специфическим приемом закаливания являются натирание ребенка с самого рождения снегом, у других- обливание холодной водой.
Из глубины веков дошло до нас множество совершаемых порой чисто механически бытовых поступков. В любом древнерусском жилище у входа в помещение висел умывальник. Наукой доказано, что водой можно нейтрализовать чужеродное информационное пол ( так называемый сглаз). Омовение водой способствует изменению электропотенициала клеток кожи, вода насыщает ткани отрицательными ионами, что повышает тонус тела \ и замедляет процессы окисления в организме, являющегося одной из причин старения. Если мы умываемся чисто из гигиенических соображений, то наш предок, смывая гряз и пыль, старался очиститься от всего наносного, чтобы стать самим собой. Он понимал, что обряд омовения есть не что иное, как восстановление своего психофизического потенциала. 
Родителям полезно знать, что когда ребенок приходит домой во взвинченном или подавленном состоянии, можно применить такой традиционный народный прием умыть или, еще лучше, выкупать его под душем. Это поможет ему расслабиться и восстановить душевные силы.  
В качестве традиционного элемента здорового образа жизни у всех народов является посильное участие детей с раннего возраста в разнообразных видах труда. 
Укреплению  здоровья детей способствовали также подвижные игры на свежем воздухе. Игр было много, и самые любимые - салки, городки, перетягивание каната и др. Большое внимание уделялось состояниям на ловкость, силу, стойкости. Общепризнано, что чаще побеждает не искусный воин, а бесстрашный, мужественный, сильный духом человек. Воспитанию бесстрашия, стойкости способствовали традиционные игры- бои “ стенка на стенку”, кулачные бои.
Некоторые из вышеописанных состязаний, игр проводятся и в настоящее время. Но особое распространение получили сегодня традиционные боевые искусства разных народов, иногда в ущерб свои национальным. Российским народам есть чем гордиться. Их традиционные системы военно- физической подготовки, включавшие и оригинальные боевые искусства без оружия, могут служить серьезной альтернативой таким боевым искусствам, как дзюдо, карате и др. 

Обновлено 24.11.2015 13:01