Home 13 Методическая копилка Начальная школа. Федорова Л.Ф. Личностно-ориентированный урок
Начальная школа. Федорова Л.Ф. Личностно-ориентированный урок PDF Печать E-mail
Учителя - Методическая копилка
Автор: admin   
13.03.2013 20:40
Личностно-ориентированный урок Федоровой Людмилы Федоровны

Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. Личностно-ориентированный урок в отличие от традиционного изменяет в первую очередь тип взаимодействия между учителем и учеником. Педагог переходит к организации сотрудничества на уроке, а позиция ученика меняется с исполнительской на активную, творческую. Учитель должен не только давать знания, но и создавать условия для развития личности ученика. Главная идея обучения в сотрудничестве может быть сформулирована так: учиться вместе, а не что-то выполнять вместе.
Также необходимо использовать индивидуальные способы учебной работы и руководствоваться личностным отношением к ней. Обезличенных знаний не бывает.
       При личностно ориентированном обучении характерны нетрадиционные формы урока. При этом учитель-организатор учебной деятельности; объясняет, показывает, подводит к проблеме, иногда намеренно ошибается, совещается. Ученик, опираясь на совместную работу, ведет самостоятельный поиск. Используются следующие интерактивные методы обучения:
1) частично-поисковый;
2) проблемный: 
3) исследовательский;
4) модели;
5) проектный;
Использование интерактивных методов обучения способствует быстрому включению учащихся в интерактивную деятельность. Решение этой задачи способствует использование активных приемов обучения. К данным приемам обучения относятся: опорные схемы, мозговой штурм, мозговая атака, постановка проблемных вопросов, игровые моменты, интригующее анонсирование темы, использование музыки и т.д. Для выполнения творческих заданий используются проблемные ситуации, в ходе выполнения которых ученики самостоятельно добывают знания. При выборе методов обучения учитывается также целесообразность, т.е. соответствие выбранных методов обучения целям задания. Преобладают групповые, парные и коллективные формы работы. На каждом уроке, в зависимости от темы и содержания, учащиеся включаются в индивидуальную, парную и групповую формы работы, в ходе которой ученики организуют свою деятельность, учатся достигать поставленных целей, добиваться результатов, получают ответы на вопрос «Как это сделать?». Таким образом, у них вырабатываются умения и навыки учебного труда, которые базируются на развитии психических процессов, и на каждой ступени обучения приобретают новые качества.
Личностно ориентированный урок начинается со стимулирующего введения (привлечение внимания детей наглядностью, постановкой проблемных вопросов, дети обеспечиваются необходимой мотивацией). Следует настроить детей на контакт друг с другом, доброжелательное отношение в группе. Таким образом, психологическая обстановка, которая способствует формированию желания учиться, самостоятельно работать, достигать более высоких результатов. При личностно ориентированном обучении мотивация целенаправленная, систематичная, внутренняя. А при традиционном обучении используются только методы внешней мотивации.
Учитель не сможет построить свою работу на уроке в русле личностно ориентированного подхода, не зная психологических особенностей учеников. Ведь дети очень разные. Один очень активно работает на уроке, другой знает ответ, но боится отвечать, у одного проблемы с дисциплиной, у другого со слуховой памятью и т.д. То есть учитель должен строить свою работу, изучая своих учеников, изучая их личности.
           Для личностно ориентированного урока характерно:
- при постановке цели урока учитываются потребности и возможности учащихся;
- учащимся предоставляется возможность вносить изменения в планирование работы на уроке;
-наглядность урока учитывает специфику восприятия учащихся;
-учитель использует различные источники информации и возможности учебного кабинета;
-учитель формулирует вопросы так, чтобы выявить субъективный опыт учащихся по теме урока;
- объем, способ предложения домашнего задания дифференцирован по форме и по содержанию, даются индивидуальные задания;
-учитель внимательно и уважительно выслушивает каждого ученика, использует ситуацию успеха, поддержки, одобрении, умеет строить беседу с учащимися на равных, поддерживает ответы детей;
-позиция учащихся активна, они проявляют инициативу в процессе учебной работы;
-дети задают вопросы, комментируют получаемую информацию, дополняют ее;
-учащиеся не испытывают страха перед ошибкой, так как она является предметом анализа;
-коллективное решение учебных задач, взаимопомощь;
-раскрепощенность учащихся в поведении наряду с уважительным отношением к учителю.

Обновлено 24.11.2015 12:55