Home 13 Методическая копилка Исследовательская деятельность. Дубова Л.П.
Исследовательская деятельность. Дубова Л.П. PDF Печать E-mail
Учителя - Методическая копилка
Автор: admin   
29.03.2013 12:42
       Одной из главных целей в  деятельности  учителей начальных классов является развитие познавательной активности школьников. Важнейшую роль для достижения цели играют активные творческие методы обучения. Одним из таких методов является исследовательская деятельность школьников, в основе которой лежит умение самостоятельно решать проблему, а, следовательно, развивать познавательные навыки. 
Исследовательская деятельность – это сложная деятельность, состоящая из разных видов деятельности: 
1. Умение видеть проблемы. (Проблема – это затруднение, сложный вопрос, задача, требующие решения) 
2. Выдвигать гипотезы. (Гипотеза – это предположение, суждение о закономерной связи явлений) 
3. Задавать вопросы. ( Вопрос играет одну из ключевых ролей и обычно рассматривается как форма выражения проблемы) 
4. Давать определение понятиям. 
5. Проводить наблюдения и эксперименты. (Эксперимент – это важнейший из методов исследования) 
6. Делать выводы и умозаключения. 
7. Классифицировать материалы. 
8. Работа с текстом. 
9. Доказывать и защищать свои идеи. 
Направления исследовательской деятельности: 
Первое направление – индивидуальная работа. Она предусматривает работу в двух аспектах: 
– индивидуальные задания отдельным учащимся по подготовке разовых докладов, устных сообщений, по проведению простейших опытов, экспериментов, наблюдений, в подборе литературы, помощи другим детям в подготовке сообщений, в изготовлении наглядных пособий для изучения новой темы и др.; 
– работа с учащимися по отдельной программе: помощь в подборе темы исследования, определении круга проблем, подборе необходимой литературы, в планировании работы, которую будет проводить ребенок. 
Второе направление – групповая работа. Она включает в себя работу над организацией исследований, совместных исследовательских проектов, где целесообразнее подключить к работе сразу несколько детей. 
Третье направление – массовая работа с детьми. В рамках данного направления организуются встречи с интересными людьми, школьные олимпиады. Ежегодно проводится конференция учебно-исследовательских работ младших школьников. 
Индивидуальная и групповая работа с детьми по формированию у них исследовательских умений и навыков, по развитию их творческих способностей, выработке самостоятельности состоит из нескольких этапов. 
 Этапы индивидуальной и групповой работы: 
1.На первом этапе выявляется группа детей, желающих целенаправленно заниматься исследовательской деятельностью. При этом немаловажную роль играет то, желают ли родители поддержать своего ребенка в исследовательском поиске. Так как опыт детей младшего школьного возраста мал, без помощи родителей ребенку бывает трудно справиться. Кроме того, на первом этапе осуществляется помощь детям в выборе темы предстоящего исследования. Эта тема может быть близка или интересна ребенку в силу его увлечений. Например, ребенок желает исследовать поведение хомяков потому, что в его доме появилась целая семейка животных. Тема может быть выбрана из желания узнать что-то доселе неизвестное, непонятное ребенку. Иногда мы сами, “невидимо” для ребенка выбираем тему предстоящего исследования, но так, чтобы эта тема заинтересовала ребенка, не оставила его равнодушным. 
2.На втором этапе вместе с ребенком мы формулируем проблемы, которые необходимо решить в рамках предстоящего исследования. Поэтому на данном этапе большая роль отводится учителю, помощнику, наставнику ребенка. Важно, чтобы ребенок с помощью взрослого понял, осознал проблему, но не обязательно требовать ясного словесного оформления этой проблемы. 
3.Следующий этап работы – постановка целей и задач исследования, определение объекта и предмета исследования. 
4.Четвертый этап работы с будущими исследователями – организация непосредственной работы самого ребенка над выбранной темой. При этом работа осуществляется под руководством учителя и при помощи консультантов, в роли которых часто выступают родители. 
Конечно, участие взрослого, как и на предыдущих этапах работы, необходимо. Только при этом предоставляется как можно больше самостоятельности ребенку, чтобы он мог почувствовать радость от самостоятельно сделанных открытий.
5.Пятый этап работы по формированию исследовательских умений и навыков учащихся – отбор, структурирование собранного материала, составление текста выступления, подготовка презентации. На этом этапе мы работаем с ребенком в тесном сотрудничестве. С помощью наводящих вопросов, следуя плану исследования, вместе с детьми выстраиваем текст выступления. 
6.На шестом этапе учащиеся имеют возможность выступить со своими сообщениями в классе. Как правило, ребята, не участвующие в исследовании, с большим интересом относятся к работам своих товарищей. Они задают множество вопросов, вступают в споры с авторами исследований. Одновременно авторы исследований получают практику общения с большой аудиторией. 
7.Седьмой этап – итог исследовательской деятельности учащихся - школьная конференция учебно-исследовательских работ младших школьников, которая ежегодно проводится в январе.  Проведение конференции «Юный исследователь»  стало одной из традиций нашей школы. Она проводится как праздник юных исследователей. На нее приглашаются дети, которые желают заниматься исследовательской деятельностью, педагоги школы, родители. При этом ребенок учится последовательно и логично излагать свои мысли, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения, не останавливаться перед трудностями. 
Выступление ребенка на школьной конференции учебно-исследовательских работ – венец его исследовательской деятельности, итог работы учащегося на всех этапах работы. 
Но, конечно, на этом работа учителя с данным ребенком не заканчивается. Если работа займет призовое место в школе, дальше работа отправляется на городской  конкурс «Я – исследователь», а затем, на Региональный этап Российского конкурса исследовательских и творческих проектов младших школьников.

 Заключение. 
Организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим – необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс школы.

Учитель начальных классов Дубова Л.П.
Обновлено 24.11.2015 13:01