Home 13 Методическая копилка Русский язык. Жукова В.И. "Предложение как средство выражения мысли"
Русский язык. Жукова В.И. "Предложение как средство выражения мысли" PDF Печать E-mail
Учителя - Методическая копилка
Автор: admin   
11.11.2013 14:54

                                                                                              Жукова В.И.,
                                                   учитель русского языка и  литературы
                                                         МБОУ «СОШ № 47» г. Чебоксары


                            Урок  русского языка в 8 классе.
             Тема: Предложение как средство выражения мысли.
                                   Строение предложения.

                                                     С русским языком можно творить чудеса.
                                                                                                 К. Паустовский.


 Цель: формирование умений: 1) осознавать предложение как основную
 единицу языка, единицу общения; предложение как средство выражения
 мысли, чувств, переживания; 2) употреблять в речи предложения, разные
 по цели высказывания, интонации.

Оборудование: мультимедийный проектор, словари, раздаточный материал,
репродукции  картин русских художников, таблицы, фотографии , сборник
стихов об осени.

                                  Ход урока.

1.Актуализация знаний. Терминологический диктант.

 - Продолжите предложения,  запишите только ответы.
1)Сочетание  двух  слов  самостоятельных частей речи  , связанных друг с 
другом по смыслу и грамматически (словосочетание).
2)Вид связи, при которой зависимое (неизменяемое) слово присоединяется
к главному по смыслу (примыкание).
3)Вид связи , при которой зависимое  слово  имеет  те  же  формы числа и падежа , а в единственном числе и рода, что и главное (согласование).
4)В зависимости от принадлежности главного слова к той или иной части
речи выделяются (глагольные, именные и наречные ) словосочетания.
5)Вид связи, при которой зависимое слово ставится в таком падеже, который
требуется  главным словом (управление).

2.Запишите словосочетания, распределяя их в  3 столбика.

Падают  тихо, холодный ветер, шуршат под ногами, золотая осень, мокрый от дождя, льется пугливо, листья падают.

Проверь себя!

                 Орфография                         Грамматическое задание

«5»             без ошибок                             без ошибок
«4»             1-2 ошибки                             1-2 ошибки

«3»             3-4 ошибки                             3-4 ошибки

«2»             5  ошибок                                 5 ошибок

3.На доске записывается эпиграф урока: « С русским языком можно творить
чудеса». (К. Паустовский.)

Слово учителя.

- Сегодня на уроке мы поговорим о предложении как средстве выражения мысли: общаясь друг с другом ( разговаривая, беседуя о чем-то и о ком-то, рассказывая что-то), люди обмениваются не словами , не словосочетаниями,
а предложениями.
Составим кластер со словом «ОСЕНЬ». Что у нас получилось?

         Золотая              Холодная         Дождливая        Поздняя

                             Ранняя       ОСЕНЬ      Солнечная

        Тихая                 Ненастная          Пышная           Чудесная

- С помощью отдельных слов попробуем придумать предложения  на эту тему : Наступила осень. Наступила золотая осень.
О чем идет речь в этих предложениях? Какую информацию они заключают в себе?

В первом предложении речь идет о смене времени года, во втором предложении речь идет о наступлении его особого периода- золотой осени.
Одна и та же мысль может быть выражена как в  повседневной речи, так и 
в поэтической ,  в художественной прозе.  На примере отрывков из стихотворений русских поэтов проследим, как мысль о наступлении золотой
осени может быть  передана в поэтической речи, как могут «работать» в предложении выразительные средства языка для создания художественного образа и передачи отношения к изображаемому явлению действительности.

4.Запись и анализ предложений.
1)Позолотчик сентябрь прикатил с позолотой, засучил рукава и немедля взялся за работу. 2)Задремали золотые пряди в волосах притихнувших лесов. 3) Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой. 4) Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, веселой , пестрою стеной  стоит над светлою поляной.5)Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса.6)Через пальцы ивняка льется чутко и пугливо желтолистая река.


-Какой темой связаны данные  предложения?

-Какими  выразительными средствами  языка достигается в предложениях картина золотой осени?
- Вспомните, что называется метафорой, олицетворением, эпитетом?

Задание классу (работа по группам): найти в тексте художественные средства и записать их в тетрадь.
 Метафора -  переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
 Олицетворение –  прием, при котором неодушевленному предмету или явлению приписываются действия или свойства одушевленного лица.
 Эпитет - образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

 - Во всех предложениях ( кроме 5-го) поэты прямо не выражают отношение к изображенному, но мы можем говорить об их любовании картинами осени.
-По каким  признакам мы  можем  это определить?  (На примере , скажем, 4-го и  6-го предложений).
- Почему, по-вашему, поэт  Михаил  Исаковский  выбирает  слова ПУГЛИВО, ЧУТКО?  Чего боится «желтолистая» река?
-Каковы эти предложения по наличию грамматических основ?
-Сколько главных членов в данных предложениях?
Дается определение  двусоставных предложений.

5.Сравнительная работа ( Картина В.В.Мешкова «Золотая осень в Карелии», «Вальс осени» греческого композитора  Вангелиса.)
-Какое  настроение передает музыка?
-Какое впечатление от картины  Мешкова?


                             Осенняя красота

Музыка                                                                Картина

Легкая светлая грусть                        Яркая осенняя палитра
Меланхолическое очарование           Величие природы
природой                                             Необъятная ширь полей
Влюбленность                                     Природа сама по себе

6.Прозаическая зарисовка.
Помню большой , весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и –запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести.
- Если бы в предложении не  было  словосочетания   осенней свежести, догадались бы вы о том, что речь идет об осени? Как, по каким словам предложения?
- С какой целью Бунин повторяет слова   помню запах?
-Сколько главных членов в данном предложении?
Дается определение односоставных предложений.

7.Рефлексия.
-А что значит для вас осень? Какие мысли и чувства она  у вас вызывает?
Домашнее задание: написать мини-сочинение «Что такое осень…»

Обновлено 24.11.2015 13:00