Home 13 Методическая копилка Начальная школа. Федотова З.Г. Логопедическое занятие на тему "Мягкий знак на конце слова"
Начальная школа. Федотова З.Г. Логопедическое занятие на тему "Мягкий знак на конце слова" PDF Печать E-mail
Учителя - Методическая копилка
Автор: admin   
10.12.2013 17:32
Федотова Зоя Геннадьевна - учитель-логопед МБОУ "СОШ №47"г. Чебоксары

Кинезиологические упражнения
 Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие (у правшей – правое, у левшей – левое) берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи.
    Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизи-руют работу полушарий, улучшают мыслитель¬ную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Упражнения необходимо проводить ежедневно в течение шести-восьми недель по 15-20 минут в день
     Детям можно предложить следующие упражнения.
     «Колечко».  Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба  выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется одной рукой, затем двумя одновременно.
     «Кулак – ребро – ладонь». Три положения руки на столе или на колене, последовательно меняя друг друга: кулак (ладонью вниз),  ладонь ребром, ладонь вниз. Выполняется сначала ведущей рукой, потом -  другой, затем двумя руками вместе.
     «Лезгинка». Левая ладонь повернута к себе, пальцы сжаты в кулак, а большой – отведен влево. Кисть правой руки с вытянутыми пальцами (ладонью вниз) прикасается к боковой поверхности левой ладони. Потом одновременная смена положений рук.
    «Ухо – нос» Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши и поменяйте положение рук с точностью наоборот.

1. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. / О. И. Крупенчук. - Спб. : Издательский дом «Литера», 2001. - 208 с. 


Логопедическое занятие на тему "Мягкий знак на конце слова" 
Цели:
Развитие фонематического слуха, закрепление понятий «звук- буква», «гласные - согласные звуки», «мягкие - твердые согласные», «предложение - слово».
Формирование грамматического строя речи. Обучение умению отвечать на вопросы полным предложением.
Развитие общеучебных умений и навыков, развитие памяти, мышления. 

Оборудование:
Зеркала;
Раздаточный материал для звукового анализа;
Мяч;
Тетради;
Карандаши.
Набор карточек для игры «Лото»

План занятия:
Организационный момент.
Основная часть.
Работа на уровне буквы.
Сообщение темы занятия.
Работа на уровне слога. Различение в парах и в слогах.
Физминутка.
Работа на уровне слова. Дидактическая игра «Лото». Игра с Мячом «Измени звук».
Работа на уровне предложения «Дополните предложение

Ход занятия 

I. Организационный момент.
–Здравствуйте ребята. Посмотрите на беззвучную  артикуляцию моих губ и догодайтесь, какой звук мы сегодня споем.
Какой  звук мы пропели? Какой это звук: гласный или согласный? Как вы узнали? Какие бывают согласные? Твёрдые согласные звуки каким цветом обозначаем? Мягкие согласные каким цветом обозначаем?
-Прочитайте слоги.(дети читают первый ряд –как произносятся согласные перед гласными? Читают 2 ряд – как произносятся согласные перед гласными?)

- Сегодня тоже будем тренироваться в обозначении мягкости согласных

Отгадайте загадку:
 Белый камешек растаял,
 На доске следы оставил.
Д: Это мел.
В: Предлагаю разобрать это слово.
-Назови первый звук. Какой он?
- Каким цветом обозначим?
- Назови второй звук. Какой он?
- Каким цветом обозначим?
- Назови третий звук. Какой он?
- Каким цветом обозначим?
- Сколько всего звуков в этом слове?
- Сколько согласных?
- Сколько гласных?
- Какой по счету гласный звук?
- Какой по счету согласный твердый?
( Вопросы задаются индивидуально, схему слова дети выкладывают фишками на партах, логопед на доске.)
2. .Знакомство с буквой “Ь”.
В: Посмотрите, последний твердый звук [л] я превращу в мягкий (меняет синюю фишку на зеленую). Как теперь прозвучит это слово?
Д: Мель.
В: Получилось новое слово. Что такое “мель”?
Д: Мелкое место. Где не глубоко, где мало воды…
В: Да, мель – это неглубокое место в водоеме. Выложите эту схему рядом со схемой слова “мел”. Чем отличаются эти схемы?
Д: В слове “мел” последний звук – твердый согласный, а в слове “мель” - мягкий.
В: А чем эти слова похожи?
Д: Всего по три звука, первые два одинаковые.
В: Давайте теперь обозначим звуки буквами. (Цветные фишки заменяются буквами, которые называют дети). Сначала слово “мел”, затем – “мель”. ( Получилось два слова “мел”). Звук [л] обозначается буквой “л”, но как же сделать, чтобы последний звук читался мягко? Есть такая буква-помощник, она ставится после согласной буквы, чтобы показать, что ее следует читать мягко. Эта буква называется мягкий знак. (логопед добавляет на доске к слову “мел” мягкий знак)
-Сколько букв в  слове мель? А сколько звуков в схеме? Почему же букв больше, чем звуков?
-Дело в том, что буква “ь” не обозначает звука сама по себе, а только подсказывает, как читать согласный звук. (Объяснение дается в том случае, если дети затрудняются сами сформулировать этот вывод). 
Давайте напишем эту букву:
 ( Дети пишут букву вместе с в воздухе, пальчиком на парте, на листочках). Добавьте фишку с этой буквой ко второму слову.
- Тема нашего занятия:  Буква ь на конце слов.
-Выполните задание в тетради. Обведите кружочком букву ь
3. Различение в парах и слогах.
- Ребята поиграем с мячом. Я буду бросать вам мяч и называть согласные звуки твёрдо, а вы возвращаете мне мяч называя согласные  звуки мягко.
т-ть, м-мь, п-пь, в-вь, к-кь, н-нь, ф-фь, с-сь, б-бь, д-дь, з-зь, г-гь, л-ль, р-рь
 Чтение слоговых рядов
аль-оль-ал       Оль-оль-аль  ул-уль-уль   ыл-ыль-ыль   яль-яль-ял       Юл-юль-юль
4 Развитие фонематического слуха. 
Прежде чем войти в страну Твердых и Мягких звуков, нужно правильно заполнить карточку лото. Внимательно слушайте твердые и мягкие согласные звуки в конце слова. 
 л С М Р Т
Л С М Р Т
 
Слова:  УГОЛ, УГОЛЬ, ШЕСТ, ШЕСТЬ, ХОР, ХОРЬ (проводится словарная работа с объяснением значений слов).
Вывод: одна буква может изменить значение слова
5. Работа на уровне слова.
Слоговой анализ слов, развитие пространственной ориентировки. 
Около замков есть лес, в котором живут… 
Кто же это на экране? (Это дикие животные). Назовите диких животных, которые живут в наших лесах, но которых нет на экране. (Медведь, еж) Почему их не увидишь в зимнем лесу? (Они ложатся в спячку). 
Ребята, вы можете отличить лося от оленя?
Проводится словарная работа со словами ОЛЕНЬ и ЛОСЬ, логопед называет детям их основные отличительные признаки.
-Кто стоит слева от лося? Справа от рыси?
-Назовите животных, в названии  которых произносим мягкий согласный звук в конце слова. 
- Назовите название картинки, которая состоит из одного слога (рысь) 
- Какой согласный звук в конце слова (СЬ) 
- Как он обозначается на письме? (буквами С и Ь) 
- Назовите животное, в названии которого есть буква Ь после буквы Д. (Медведь)
- Назовите животное, в названии которого после Е слышится НЬ. (Олень)
     Игра «Работаем волшебниками» 
У детей слова  МЕЛ, ШЕСТ, ЕЛ, БРАТ, ХОР и буква Ь.
С помощью мягкого знака « превратите» одно слово в другое. Прочитайте.
  6. Работа на уровне предложения
Дополните мои предложения подходящим по смыслу словом. 
Корабль сел на …. У доски лежит белый …. У дороги растет пушистая …. Паша стал толстым, потому что много …. В лесу охотник нашел норку, где жил …. Я слушал, как пел народный …. На крыше лежит длинный …. Я пойду в школу, когда мне исполнится …. У Вити есть старший …. Без разрешения чужие вещи нельзя ….
Итог занятия:
  -О чем говорили на занятии? Для чего служит мягкий знак? 

Обновлено 24.11.2015 12:54